Так уж сложилась моя жизнь, что я постоянно была окружена солдатами. Фамильное поместье, которое находится в Армении, соседствует с казармой. С детства, гуляя по тропинкам родной земли, натыкалась на задумчивых ребят, на бунтарей, на тихонь... Всех их объединяла служба. Для реализации проекта я побеседовала с двумя солдатами, которые по определенным обстоятельствам оказались «по разные берега», они поведали мне историю об обычном, казалось бы, письме, которое оказалось главным элементом моего расследования.
До службы наш герой - Геворг, отдыхал в Грузии, где познакомился с парнем по имени Араз, который оказался азербайджанцем.
Оба парня выросли в Москве, в городе, который принято считать многонациональным, в столице России собраны люди разных вероисповеданий. Именно поэтому у них не было «скованности», которая присуща парням, выросшим на родине. Чужбина учит дружить даже с «врагами».
Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет.
Кто-то переживает за земли. Кто-то за ни в чем не повинных молодых ребят. Кто-то на политическую ситуацию. Кто-то за будущее. Но пройти мимо этого конфликта, ни один из сынов, воюющих стран, не может.
Проблема настолько масштабная… С тех пор и идет эта битва. Сейчас Карабах является независимым государством, тем не менее, каждый хочет присвоить его себе. В 2016 году была трехдневная война в апреле месяце из-за тех же причин. Погибли многие парни, но земли сохранить смогли.
Каждому из парней предстояло пройти путь Солдата. Но что значит быть Солдатом? Какими качествами надо обладать? Каждый из них понимал, что они будут служить друг против друга. Стрелять друг в друга. И от этой мысли сходили с ума.
Свой среди чужих, чужой среди своих.
Эта цитата очень подходит героям. Выросшие на чужбине, они чувствовали себя не в своей тарелке в обороне армии.
Для поддержания духа они слушали песни своей родины. Оказалось, что песни их народов во многом схожи. Звучание, слова…
Геворга и Араза забрали служить практически одновременно.
Отслужив полгода в армии обороны Армении, Геворг решил написать письмо Аразу, так как отправлять сообщения в социальных сетях крайне опасно. Все читается, все прослушивается… Письмо прошло огромный путь, прежде чем дошло до своего адресата.
Геворг написал черным по белому свои мысли, запечатал и ждал... Ждал, когда армянские друзья приедут, чтобы его навестить. Когда это случилось, герой передал письмо Армену. Разумеется, Армен тоже не мог напрямую отправить его Аразу. Армен уехал в Россию, отдал письмо своей девушке Милене, которая дружила с азербайджанкой по имени Эльвина. Ринат получил письмо от последней и передал уже сам письмо в часть, где служил Араз, в Азербайджане.
Только вдумайтесь, как близко Армения и Азербайджан друг к другу. Но из-за конфликта двух стран это письмо сделало огромное путешествие, побывало в руках у многих, прежде чем дошло до адресата...
Я связалась с людьми, в руках которых побывало это письмо. Каждый из них считал своим долгом доставить письмо в пункт назначения, но… Но никто не знал, дойдет ли оно.
Армен: «Я не задумывался, что мой друг может хотеть написать Аразу, и почему для него это так важно. Сам я не служил и понять солдата мне бывает сложновато, а может и вовсе не дано. Я сделал все, что было в моих силах. А именно: отправился с письмом в Россию, где меня ждала невеста. Отдал ей письмо, чтобы она отдала своей подруге азербайджанке, потому что Эльвине было проще передать письмо. Я то не могу полететь в Азербайджан».
Милена: «Мне никогда не понять вражду между армянами и азербайджанцами. Драться за какую-то землю, рискуя человеческими жизнями?! Это так ужасно… Армен отдал мне письмо, я отдала его Эльвине. Я понимала, как сильно важно высказаться Геворгу. В век вражды наших народов, даже мне бывает необходимо высказаться Эльвине. Мы не виноваты в том, что государства готовы отдать жизни молодых ребят за свою личностную независимость».
Эльвина: «Узнав об этом письме я подумала, что это какой-то сценарий для фильма. Сколько рук увидело это письмо, сколько километров оно проехало… Даже дрожь по телу. Я иногда смотрю на карту и понимаю, что Араз и Геворг близко служат. Лицом к лицо практически. А передать письмо пытаются через весь белый свет… Мне надо было улететь на родину, чтобы быть на свадьбе брата. И с большой радостью согласилась помочь доставить это письмо. Я отдала его Ринату. Другу Араза, который оказался и моим хорошим знакомым…»
Ринат: «Я далек от романтизма ситуаций и меланхолии, но надо признать, что история с письмом заслуживает внимания…спорить не буду. Не задумываясь согласился помочь, но понимал, что письмо могут вскрыть, прежде чем оно попадет в руки Араза. Дело в том, что все посылки, которые мы отправляем нашим солдатам — проверяются так, словно там бомба. Но было поздно. Положил письмо на дно ящика, в котором были вещи для Араза и отдал ее сержанту».
Араз получил письмо в раскрытом виде, как и предполагалось всеми участниками, а вернее будет сказать «почтальонами» и «курьерами». Но все же оно до него дошло, несмотря на все преграды.
Спустя три месяца он получил его и прочитал:
Друг мой!
Я не знаю, сколько времени пройдет с тех пор, как ты получишь мое письмо, но я должен сказать тебе. Еще полтора года я буду в самом ненавистном мне месте. Мы довольно много говорили о конфликте наших стран, и у тебя есть общее мнение о моих взглядах насчет всего этого. Так вот, пишу тебе, чтоб ты помнил. Среди многих националистов, нацистов, псевдопатриотов и прочих служу также и я. Чтобы ты ни услышал об армянской нации и армянской армии, знай, что я тоже там... С огромным отвращением, оставленный без выбора. Единственное, что меня хоть как-то успокаивает, это то, что через полтора года я буду свободен, и у меня не будет никаких навязанных на шее долгов!
Я стоял на боевом посту и думал, что по ту сторону у меня есть друг, который не направит на меня ружье... Ведь враг не тот, кто направляет ружье, а тот, кто говорит: "Стреляй!"
По словам Араза, это письмо его очень растрогало. И в знак согласия со своим другом он начал стрелять в воздух светящимися патронами.
Дело в том, что и там, и там молодых ребят учат быть сильными. Да, это круто. Да, это правильно. НО есть одно большое НО(!)
В понятиях генералов «быть мужчиной», значит убивать себе подобных, если того требует ситуация. А она того требует.
В одну из ночей азербайджанская армия стреляла по постам армян семнадцать раз. Араз чувствовал все то же самое, что испытывал его друг по ту сторону. Он знал, что стреляет не его друг, а государство.
Когда парни отслужили, они встретились в той же Грузии. Делились отрывками своей армейской службы. Каждому было чем поделиться друг с другом, пусть для кого-то их дружба является признаком «измены родине», но они имели свою правду.
Солдаты обороны Армении стояли на постах. Там, откуда бралась вода, стояли и азербайджанцы, поэтому армяне ходили по вечерам, поздно ночью, чтобы те не увидели. Когда товарищи Геворга шли за водой, он стрелял вверх. Со стороны Азербайджана также был выстрел. И они свободно шли за водой. Так было несколько раз. После этого спокойно шли за водой, ведь выстрелов к реке не было больше.
Услышав эту историю глаза Араза наполнились слезами, ведь именно он и был, тем самым, стреляющим в воздух, азербайджанским солдатом.