Найти тему

Искренность или гонка за трендами: арт-мир в попытках спасти экологию

Перед тем как оказаться взаперти, практически каждая художественная выставка была посвящена экологии: изменению климата, спасению животных, экофеминизму. Но была ли эта искренняя обеспокоенность или простое следование трендам?

Одна из положительных вещей в коронавирусе – все остаются дома, так что сейчас наше влияние на окружающую среду минимальное. Но это все ненадолго: в Китае постепенно увеличиваются обороты промышленности. Однако в нашем сознании навсегда закрепился один факт: мы бессильны перед природой. Мы такие же животные.

О последнем особенно задумались при создании выставки «Каков будет ответ животного?». Куратор выставки замечает, что важность искусства состоит в том, чтобы заставить человека думать и видеть. И цель выставки – позволить увидеть мир глазами животных, а найти ответ уже в своем сознании. Другой арт-феномен создан руками мексиканского музыканта Ариеля Гузика в 2012, который с помощью собственноручно созданного инструмента общался с китами и дельфинами благодаря вибрациям, которые нравятся морским млекопитающим. Критики называют это «посланием любви в океаны». Автор инсталляции рассказывает: «Люди изменили окружающий мир и не замечают этого. Это не просто трагедия и фразы, что нам больше нельзя эксплуатировать пчёл или использовать кораллы. Это гораздо больше». Подобные арт-концепции заставляют людей задуматься о том, что человек не стоит на первом месте. Появляется необходимость переосмыслить иерархический строй, понять, в какой момент в жизни общества появились деспотические конструкты, принижающие часть людей.

Ariel Guzik, Nereida capsule, Sea of Cortez, 2012. / elephant

Взаимосвязь человеческого и природного мира и власть последнего особенно ощутима сейчас. Так, арт-проект «Idle Women» направлен на то, чтобы помочь девушкам узнать больше о природе, если, например, они живут в неподходящих для этого условиях. В рамках проекта вместе со специалистами участницы создают список лекарственных растений, которые они хотят посадить на специальном участке. Рейчел Андерсон, создательница проекта, считает, что через познание природы можно узнать самого себя.

Ирен Артизабаль, одна из кураторов выставок, надеется, что эти тенденции действительно волнуют людей. «Вместе с осознанием связи человека и природы растет потребность изучить проблему с помощью искусства, выразить собственные чувства. Важно, чтобы художники осознавали свое влияние на общество, открывали им взгляд на проблемы, которые в скором времени коснутся каждого жителя планеты. Именно искусство помогает изменить убеждения. Мировой кризис и пандемия стали отправной точкой для того, что мы наконец проснулись и переосмыслили действительность. Потому что мы такие же животные, как и все остальные обитатели Земли».

-2

Pierre Huyghe, Untitled (Human Mask), 2014. Animalesque / Art Across Species and Beings, BALTIC Centre for Contemporary Art 2019. / elephant