В 1963 году в столице Болгарии г. София состоялся II Всемирный конкурс молодых оперных певцов. По условиям конкурса прошедшие в третий тур певцы должны были спеть главную роль в спектакле на софийской оперной сцене. Для того чтобы завоевать право на поездку и участие в этом форуме, необходимо было сперва пройти отборочный конкурс в Москве, который проводился в два тура. В первом туре надо было спеть развернутую большую арию, а во втором – целиком оперу. Из всего Советского Союза приехало в Москву более 100 певцов, в том числе и я из Украины. Из Грузии вместе с другими приехала Медея Амиранашвили. Состав жюри был почти тот же, что и в 1960 году на Всемирном конкурсе им. Глинки в Москве. Отсутствовали только П. Амиранашвили и Т. Сазандарьян (после тогдашнего большого конфуза и скандала во время заключительного концерта, наверное, организаторы решили их не приглашать).
В первом туре выступление певцов проходило по алфавиту, поэтому Медея должна была спеть в 12 часов утра первого дня конкурса, а я – в 12 часов второго дня. Медея довольно хорошо спела арию Виолетты из первого акта оперы Верди «Травиата». Она со сцены в кулисы вышла радостная, и я вместе с другими поздравила ее с успехом. На второй день я планировала исполнить арию Чио-Чио-сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», но после того как Медея хорошо спела арию Виолетты, в голове моей созрела мысль: «Арию Чио-Чио-сан я хорошо пою, но в момент обсуждения как взвесить, кто сильнее – Ламара или Медея? Поэтому поводу у нас в Грузии говорят: «Ты мне сперва покажи безвыходное положение, а я покажу, как выйти из него!». И, по-моему, я нашла великолепный выход: для того чтобы в жюри не создалась атмосфера неуверенности и сомнения, необходимо было спеть одинаковый репертуар, значит, и мне нужно было исполнить арию Виолетты, тогда члены жюри будут иметь более ясное представление о наших голосах и исполнительском мастерстве, как обычно происходит на спортивных состязаниях. Ведь спортсмены всегда соревнуются на одинаковых условиях.
Мое положение осложнялось только тем, что арию Виолетты я никогда не пела, даже слов этой арии не знала. Профессионалам хорошо известно, сколько времени необходимо, чтобы выучить и спеть эту арию, - иногда месяцы, а иногда – год. Но я решила выучить за несколько часов эту арию. И тотчас же побежала к концертмейстеру Алле Ямпольской, вывела ее из зрительского зала и настоятельно попросила пойти со мной в репетиционный класс для работы, объяснив, что завтра утром мы будем петь вместо арии Чио-Чио-сан арию Виолетты. От страха у нее расширились глаза: «Но, Ламара, ты и слов даже не знаешь. Кроме того, и мне нужна работа над этой арией. Ария Виолетты довольно сложная и для меня». Я ответила: «То, о чем ты сейчас говоришь, мне понятно, но другого выхода у нас нет. Пожалуйста, срочно доставай ноты и пойдем заниматься». И так мы пошли заниматься. Работали до часу ночи.
Утром должны были стоять на сцене. Перед выходом некоторые слова написала себе на ладони и даже нашла соответствующие мизансцены движения рук, чтобы в нужный момент, если слова забуду, заглянуть в «шпаргалку». Всю ночь не спала – мозг горел. В 12 часов дня вышла на сцену с мыслью: «Пусть победит сильнейший и пусть даже Медея – не обижусь. По крайней мере у жюри будет объективное представление и не будет сомнений». Когда я вышла на сцену и взглянула в сторону зала, поняла, что уже не волнуюсь. Думала о том, чтобы хорошо спеть. Когда закончила арию и вышла в кулисы, Алла первая с радостью поздравила меня и в то же время не скрывала удивления, что за такое короткое время я выучила труднейшую арию и так хорошо спела. Мне показалось, что и Медея поздравила меня искренне. Обе отправились в буфет выпить по стакану чая. За столом мы долго молчали, ожидая решения жюри. Медея первая нарушила тишину: «Ламара, как ты думаешь, двух грузинок пошлют в Болгарию на конкурс?». Я очень уверенно ответила: «Не думаю, у них и своих русских полным-полно, два места не уступят Грузии». На это Медея ответила: «Ты же выступаешь от Украины». – «Но я же Грузинка!» После долгого ожидания в полночь объявили решение жюри. На второй тур отобрали шесть певцов, из них пять мужчин и одна женщина. Этой единственной женщиной, к счастью, оказалась я.
Lamara Chkonia - La Traviata (Acto I) Giuseppe Verdi
Все материалы предоставлены Мерабом Чкония.
Читайте на нашем канале серию статей о Ламаре Чкония