Найти тему
Rock Story

Zipper - Zipper [1975]. Как американские хиппи-коммунисты в сыром подвале записали свой лучший альбом

Встречайте, прекрасная одноимённая пластинка американской хард-рок группы Zipper, которая была выпущена в 1975 году. Этот единственный альбом идеально передаёт удивительную атмосферу психоделической эпохи конца 1960-х, замешанную на громоподобном хард-роке первой половины 1970-х и сыром гаражном звучании, которое захватывает с первого прослушивания. Виниловая пластинка Zipper долгое время оставалась неизвестной широкой публике, возможно и сейчас многие бы не узнали о ней, если бы не успешная карьера лидера группы, легендарного музыканта андеграундной рок-сцены по имени Frederick Lee Cole.

На фотографии: Фред Коул
На фотографии: Фред Коул

Ныне покойный Фредерик Ли Коул родился 28 августа 1948 года в Лас-Вегасе, штат Невада. Его профессиональная карьера стартовала в 1964 году, когда он вместе с группой The Lords записал и выпустил сингл "Ain't Got No Self-Respect" на лейбле Teenbeat Club. В 1966 году Фред Коул организовал группу The Weeds, вместе с которой получил первую популярность в среде гаражных рок-групп и стал фаворитом у коллекционеров. Единственный сингл The Weeds “It's Your Time”, выпущенный в том же году, имел достаточно приличный успех. На волне подъёма музыкантам сообщили, что они должны открывать концерт легендарных The Yardbirds в Сан-Франциско, но когда они туда приехали, то узнали, что никто о The Weeds не слышал.

На фотографии: обложка одноименного альбома сборника, The Weeds и The Lollipop Shoppe, 2007 года издания.
На фотографии: обложка одноименного альбома сборника, The Weeds и The Lollipop Shoppe, 2007 года издания.

После того, как группу выставили за дверь, парни подумали, что времена настали скудные и в скором времени им грозит призыв в армию, больших денег ни у кого нет и тогда они решили рвануть в Канаду. Колеся по бескрайним просторам североамериканских широт, недалеко от Портленда, что в штате Орегон, у парней закончился бензин. И хотя до места назначения они так и не добрались, решили осесть в небольшом городке и поиграть в местных барах. Таким образом, став завсегдатыми клуба "Folk Singer", музыканты хорошо проводили время. В этом же клубе Фред Коул повстречал певицу Кэтлин "Toody" Коннер и в 1967 году они поженились. Но менеджер группы просил держать в секрете их брак.

На фотографии: Фред Коул и Кэтлин Коул
На фотографии: Фред Коул и Кэтлин Коул

Другой же менеджер, который управлял делами The Weeds, предложил коллективу сменить название на Lollipop Shoppe, чтобы группа лучше вписывалась в набирающую популярность волну bubble gum-музыки. Единственная пластинка The Lollipop Shoppe 1968 года, под названием Just Colour, хоть и стала жемчужиной гаражной психоделии, но была совсем далека от того звучания, которого ждали от группы. Конечно же ни альбом, ни сопутствующий сингл не падали в чарты, так и оставшись популярными в немногочисленной андеграундной тусовке. Группа перебралась в Сан-Франциско, где успешно вписалась в психоделическое движение, выступая на концертах с такими звездами, как Дженис Джоплин и The Doors. Коллектив Lollipop Shoppe распалась в конце 1969 года, правда, в 1971 году некоторые участники вернули прежнее название The Weeds, выпустив один сингл.

На фотографии: Фред Коул
На фотографии: Фред Коул

Разочарованный в музыкальном бизнесе и всё ещё призывного возраста Фред Коул, вмести со своей женой Кэтлин Коннер и двумя маленькими детьми, отправился в сторону Аляски. Прожив около года на просторах Юкона, что на северо-западе Канады, он вернулся в тёплые края Лос-Анджелеса, где какое-то время пытался заключить контракт со звукозаписывающим лейблом, но безуспешно. Вернувшись обратно в Портленд, Фред Коул открыл маленький магазинчик музыкального оборудования, под названием Captain Whizeagle.

На фотографии: участники группы Zipper
На фотографии: участники группы Zipper

Дела шли неплохо и с вырученных денег он решил взять свою музыкальную карьеру в собственные руки. Учредив вместе со своей женой лейбл Whizeagle Records, Фред начал подыскивать музыкантов для создания группы. И в ещё безымянный проект вошли следующие участники: бас-гитарист Greg Shadoan, барабанщик Lorry Erk и гитарист Jim Roos. Вскоре группа получила название Zipper и новоиспечённый коллектив отправился в местную студию Recording Associates записывать дебютный альбом.

Об альбоме

На фотографии: оригинальная обложка одноименного альбома группы Zipper
На фотографии: оригинальная обложка одноименного альбома группы Zipper

Zipper – первый и единственный одноимённый студийный альбом американской хард-рок группы Zipper. Был выпущен в 1975 году на лейбле Whizeagle Records.

На единственном лонгплее Zipper записано девять композиций, а на переизданиях добавлено ещё два трека. Огненная смесь из классического хард-блюза и гаражного рока произведёт сильнейшее впечатление на меломанов со стажем и мало кто откажется от редкой возможности ознакомиться с этой раритетной пластинкой. Некоторые песни Zipper созданы под впечатлением от творчества великой британской группы Led Zeppelin и это дорогого стоит. Вокал Фреда Коула звучит совершенно впечатляюще, временами напоминая своими интонациями голос Роберта Планта, а то и Марка Болана. Мощный вокальный диапазон обеспечивает широкую музыкальную палитру и на пластинке вы услышите драйвовый хард-рок, драматичные блюзы, яростный гаражный рок и забойный рок-н-ролл. Абсолютная бескомпромиссность звучания и нежелание идти на поводу у мажорных рекорд-лейблов повлияли на музыку группы, которая лишена каких-либо намёков на коммерцию, крепко скроена и чудо как хороша.

Грохочущая ритм-секция, рваный фузз и потрясающий вокал делают своё дело, превращая порой гармонически несложные песни в настоящие шедевры. Группа непрерывно импровизирует, создавая роскошный саунд и первобытную атмосферу настоящего рок-н-ролла. Конесно, в 1975 году это был мейнстрим, да и время подобной музыки уже заканчивалось. Впереди были панк-рок, “новая волна” и AOR. Возможно поэтому Zipper остались неуслышанными, достаточно вспомнить историю талантливой американо-британской группы Detective, которая выпустила в конце 1970-х два альбома на Swan Song. Но время ещё и главный судья, и большое (а точнее, великое), видится на расстояньи. Сейчас подобная музыка вызывает повышенный интерес, да и мелодически на альбоме всё сделано безупречно.

И поэтому перед нами очередной потерянный бриллиант гениальных 1970-х. И если вам небезразлична кристально чистая винтажная рок-музыка, то обратите внимание на этот замечательный релиз!