Найти тему

«Сказка жива. Елена Турова – добрая волшебница Беларусьфильма».

Оглавление

Киностудия «БеларусьФильм» после развала «большой страны» производит не так много фильмов в год. Ну а уж кино для детей можно по пальцам перечесть. И очень радует, что в последние годы эта тенденция меняется в лучшую сторону. Для детей и семейного просмотра вышли такие картины: «Чудо-остров, или Полесские робинзоны», снятый по мотивам известной повести Янки Мавра режиссёром Сергеем Сычёвым и «Невероятное перемещение» — режиссёрский дебют Александра Анисимова. Игорь Четвериков снял фильм «Правила геймера». Но громче всех в жанре детского кино заявила о себе режиссёр Елена Турова. Её мультфильмы и фильмы-сказки сразу же привлекли к себе внимание. Именно о работах этого режиссёра я и хочу рассказать. Мой рассказ будет сопровождаться фрагментами интервью, которые режиссёр давала в разные годы. И так….

Елена Викторовна Турова, режиссер анимационного и игрового кино. Сценарист, драматург, поэтесса. Лауреат и призер национальных и международных кинофестивалей. Родилась в городе Могилеве. С 1987 года работает на киностудии «Беларусьфильм». Несмотря на то, что около 20 лет Елена Турова посвятила анимации, у нее хватило мастерства и таланта возродить в стране производство кино для детей. Журналисты зачастую называют Елену Викторовну «доброй волшебницей» «Беларусьфильма».

- «Меня часто спрашивают, не хотела бы я вернуться в анимацию. Но из анимации я и не уходила. Мои фильмы — это сочетание игры актеров с анимацией». (Елена Турова: «Режиссер всегда Колумб»).

- «Первый мультфильм вышел под названием “Иллюзион”. Люблю эту работу. Что удивительно, спустя много лет она взяла Гран-при на алматинском фестивале. До того ее никуда не посылали. Мы сделали дебютный фильм, нас с Володей Бороховым (художник, мы вместе учились на курсах аниматоров) похвалили — и все. Белорусские мультики редко показывают. Нас часто спрашивают, где они, как их можно посмотреть. Мы сами не знаем. Режиссеры не хозяева — исполнители. Знаю, белорусские мультфильмы иногда появляются в телеэфире, время от времени выпускаются диски с отечественными картинами. Только сами режиссеры иногда не знают об их существовании. Я как режиссер даже не могу презентовать свои фильмы на дисках, потому что у меня их нет». (Елена Турова: «Режиссер всегда Колумб»)

Мультфильмы режиссера, которые можно найти на Youtube:

Иллюзион (1990)

Про рыцаря, который ничего не боялся (1991)

Баллада о трех апельсинах (1996)

Сказка о синей свитке (1997)

Музыкант-чародей (2001)

-2

Три игровых фильма-сказки режиссёра, которые заставили говорить о том, что традиции киносказок советского белорусского кино – сохранены.

«Новогодние приключения в июле» 2008 год.

Режиссеры: Иван Павлов, Елена Турова

В ролях: Игорь Бочкин, Елизавета Лазаревич, Мария Забара, Василий Кубекин, Даниил Спиваковский, Павел Адамчиков, Сергей Журавель, Джульетта Геринг, Дмитрий Пустильник, Валерий Зеленский, Ника Шилковская.

- «Новогодние приключения в июле” мы начинали делать не то что с нуля — с минуса. У нас не было совершенно ничего. Ни аппаратуры, ни хромакейных фонов, ни знаний. Было только огромное желание и группа энтузиастов».

Сюжет: Двое юных непосед прямо из летнего лагеря попадают в виртуальный мир, куда их затаскивает зловредный компьютерный Гала-Вирус, мечтающий уничтожить все земные праздники и особенно Новый год, естественно, вместе с Дедом Морозом. Но Гала-Вирус явно недооценил современных детишек — те с легкостью проходят несколько компьютерных уровней, выдерживают все испытания и блестяще справляются с опасным противником.

-3

— «Когда в начале двухтысячных мне предложили реанимировать белорусскую сказку, я загорелась идеей. Но понимала, что сказку придется делать для совершенно другого поколения детей. Кощей Бессмертный и Баба Яга вряд ли “прокатят”. Придумала для “Новогодних приключений в июле” персонаж: компьютерный вирус, пришедший из космоса, задумавший поработить мир, уничтожив все детские праздники. Получился в итоге эдакий симбиоз фолка и нового. Когда сценарий был готов, на студии сказали: “Вряд ли мы это потянем. Такого у нас еще не делали, нет возможностей”. Поняла, что надо выкручиваться. Предложила: то, что мы не можем реализовать киносъемкой, попробуем дорисовать на мульт-студии. Вначале сами не понимали, за что взялись. Ребята выкладывались, делая практически невозможное. В процессе создания фильма закупили хромакей, научились работать с цифровыми камерами, родился цех с замечательной аппаратурой и большими возможностями, который называется сейчас “Телекино”». (Елена Турова: «Режиссер всегда Колумб»).

«Рыжик в Зазеркалье» 2010 год.

В ролях: Диана Запрудская, Павел Южаков-Харланчук, Алеся Самоховец, Дмитрий Миллер, Дмитрий Пустильник, Олег Гарбуз, Валерий Зеленский, Александр Парфенович, Ника Шилковская, Елена Турова, Владимир Кондрусевич.

-4

Сюжет: В сказочном королевстве Недалия злой волшебник Мортис заколдовал все зеркала. Жители Недалии не могли видеть свои отражения даже в воде, потому что сразу исчезали. Но Мортису и этого показалось мало. И зло начало проникать из сказочного в реальный мир.

Победить Мортиса не просто — его может остановить человек королевских кровей. И таким человеком оказывается 12-летняя озорная девчонка Рыжик.

-5

Награды: Диплом «За лучшую мужскую роль первого плана» Павлу Харланчуку на ХХ Международном кинофоруме «Золотой Витязь» (Тамбов, 2011).

Диплом «За совмещение невозможного в возможном» на 19 Международном детском кинофестивале «Алые паруса в Артеке» (2011).

Главный приз/Гран-при/Специальный приз губернатора Ямала на I Российском фестивале семейного кино «Мамонтоша» (2011).

Диплом за лучшее изобразительное решение художнику-постановщику Игорю Хруцкому на VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов (Брест, 2012).

«Киндер-Вилейское привидение» 2014

В ролях: Роман Подоляко, Вячеслав Павлють, Алеся Самоховец, Нинель Жуковская, Валентин Глушко, Артем Баравик, Влад Баравик, Алексия Фроемчук, Ника Шилковская, Сергей Журавель, Елизавета Лазаревич, Валерий Зеленский, Зоя Белохвостик, Виктор Манаев

Сюжет: Некогда подающий надежды продюсер Костя теперь не у дел: его креативная задумка, обещавшая автору славу и богатство, с треском провалилась. И нынче горе-шоумену не остаётся ничего другого, как переехать с семьёй в Вилейский район Беларуси. Здесь его родовое гнездо — доставшаяся в наследство старинная усадьба с потрясающим парком. Находчивый предприниматель решается на довольно рискованный шаг. А что если превратить имение в… городок аттракционов под названием «Киндер-Виль» — этакий белорусский Диснейленд?! Идея приходится по душе всем, кроме самого древнего обитателя дома — злого духа волшебника, в стародавние времена замурованного в подвале за жестокость. Ни один уважающий себя призрак не станет терпеть толпы галдящих детишек по соседству!

-6

Режиссёр фильма Елена Турова признаётся: «Наши призраки не страшные, ребёнка лет 5-6 смело можно брать с собой. Мы хотели, чтобы кино получилось доброе, весёлое, оптимистическое».

В фильме много юмора, музыки, каскадёрских трюков, компьютерной анимации и ярких спецэффектов.

В каждом проекте свои сложности. В “Киндер-Вилейском привидении” было безумно много каскадерских трюков, с чем мы не сталкивались раньше. Было много работы с животными. Это очень сложно. Животные совершенно непредсказуемы. Вот надо снять двух вспорхнувших голубей. Кажется, ну чего стоит? А тратишь на это полдня: голуби игнорируют команды режиссера, не шевелятся и гадят на пол. На “Привидении” было много детей-актеров — от трех до пятнадцати лет. Дети тоже разные бывают. Есть ребята, которые переиграют любого взрослого. На съемках этой картины удивила Алексия Фроемчук — гениальная шестилетняя актриса. Всегда приходила подготовленная, со своими предложениями. А были еще шалопаи-близнецы, которые должны были играть братьев-хулиганов. “Абсолютное зло!” — окрестил их Вячеслав Павлють, исполнитель нескольких главных ролей в фильме. “На нас надо кричать, мама так всегда делает”, — оправдывались “плохиши”. И хоть это не мой метод, приходилось орать: парни сразу включались в процесс и работали как шелковые! Домой приходила с сорванным голосом, но ребята сыграли как надо» (Елена Турова: «Режиссер всегда Колумб»).

-7

Награды: - Лучший игровой фильм в номинации «6+» по решению детского коллективного жюри на XIX Международном фестивале «Кино — детям» в Самаре (Россия);

- Малый хрустальный ключик — приз «Самый поучительный фильм» XV Кинофестиваля «Сказка», (Москва);

- приз «Лучшая женская роль» Нике Шилковской на XV Кинофестивале «Сказка», (Москва);

- Специальный диплом «Самый семейный фильм» на XIII Международном детском фестивале искусств и спорта «КИНОТАВРИК» (Россия);

- диплом «За удачное использование спецэффектов» на II Международном кинофестивале семейных и детских фильмов «Сердце Байкала» (Россия);

- призы зрительских симпатий «Золотой «Лiстападзiк» и «Лучшая работа взрослого актера в детском фильме» актёру В. Павлютю на XX Минский международном кинофестивале «Лiстапад».

-8

Очень жаль, что фильм с успехом прошёл в кинотеатрах, но по телевидению его практически не видно, а ведь подобные картины — там быть просто обязаны.

Данная картина продолжает лучшие традиции «Беларусьфильма», заложенные ещё в советское время его картинами «Буратино» и «Про Красную шапочку», вошедшие в золотую коллекцию детского кинематографа».

В настоящее время режиссёр работает над полнометражным мультипликационным фильмом под названием:

«Звезды седьмого неба» 2020

Сюжет: Талантливый ученый изобретает новый супер-компьютер, который обещает всех людей сделать счастливыми. Но в благородную идею вмешивается злобный червяк, который с помощью изобретения ученого прорывается в реальный мир и превращается в монстра. Монстр обволакивает всю землю и закрывает ее шестью небесами, на каждом из которых селит своих подчиненных: Разлюляя, Великарла, Баюшку, Наглюка, Сытуху и Страх, превращая их в суперзвезд. И люди забывают о настоящих звездах, перестают мечтать. И тогда феи, живущие на настоящих звездах, на седьмом небе, отправляются на землю, чтобы найти мечтателя, который поможет избавить землю от ужасных монстров.

-9

- «В этом году я, выражаясь профессиональным языком кино, «запустилась» с анимационным проектом по сказке Геннадия Давыдько «Звезды седьмого неба». Это попытка создать в Беларуси первый анимационный мюзикл. Наши герои будут петь и говорить голосами известных белорусских исполнителей — Тео, Дяди Вани, Дениса Дудинского, Светланы Бень, Елены Дубровской. Музыку к проекту написал популярный композитор Леонид Ширин, мой бывший «однополчанин» по филологическому факультету БГУ». (Елена Турова: «Если бы было просто просчитать успех фильма заранее, на всех не хватило бы «Оскаров»).

- «Это будут пять частей, которые должны объединиться в один фильм. Проект уже имел несколько переносов — есть театральная постановка, книга, даже сценарий игрового фильма — и все эти воплощения отличаются друг от друга. Мы не хотим повторений, поэтому придумали концепцию музыкальной анимации — яркого маленького шоу для людей разных возрастов, которые любят сказку. Конечно, не будет «наворотов», как у Disnеу, но мы стараемся добавить какие-то элементы драйва, вроде песен, которым подпевал бы зритель. Думаю, взрослым тоже будет интересно посмотреть. У нас поистине звездный состав и расчет на сильные артистические голоса». (Елена Турова: «Наше кино не должно оставлять чувства безысходности»).

Премьера картины запланирована на 2020 год.

-10

- «Критики сетуют, что мы не делаем сказки такими, как «в старые добрые времена», подразумевая классику бесконечно уважаемых мною мастеров Роу, Птушко, Нечаева. Дети же требуют нового, динамичного формата, с массой гэгов, трюков, эффектов, неожиданных поворотов в сюжете, с диалогами, насыщенными современным юмором. А сверхзадача режиссера – как и прежде: учить Разумному, Доброму, Вечному. Но учить так, чтобы зритель не почувствовал в истории нотацию, явное назидание, мол «сказка ложь, да в ней намек». Сразу идет отторжение, а ведь достучаться до сердца тех, ради кого работаешь, – именно то, к чему стремится каждый Автор.

Я считаю, что детское кино надо в любом случае поддерживать. Дети, конечно, могут расти на голливудских образцах. Но неужели мы настолько беспомощны, что не в состоянии рассказать им ничего своего? Разве у нас нет своих сказок? Я сторонник создания на «Беларусьфильме» студии детского кино, где снимались бы не только крупные игровые проекты, но и небольшие альманахи типа «Ералаша», социальные ролики, анимация для детей. У нас в лучшем случае выходит один-два мультфильма для детей в год. Короткометражек вообще не делается…» (Елена Турова: «Чтобы снимать детское кино, нужно самому быть немножко ребенком»).

Человеку хочется верить, что жизнь устроена справедливо и добро победит в итоге, только не нужно сдаваться. Если не учить этому с детства, рискуем вырастить бездушное поколение. Ведь от отечественной сказки ждешь, прежде всего, не буйства спецэффектов, а хороших сюжетных линий, замечательной актёрской игры и прекрасных запоминающихся песен.

И многие из тех, кто эти фильмы посмотрел, всё-таки отмечают весьма неплохие спецэффекты для белорусского кинематографа, и я к ним присоединюсь. Сохраняя традиции советского кино в фильмах Елены Туровой очень много песен и музыки — совсем неплохого исполнения. И пусть критики возмущаются, что до голливудских аналогов этим фильмам ещё далеко, но ведь и специфика у них — совершенно разная. Советские, а затем и постсоветские детские картины всегда отличались тем, что чему-то учили, в лёгкой — совсем не навязчивой форме, а вот Голливуд — индустрия сугубо развлекательная. Разве могут чему-либо научить «Том и Джерри» или «Утиные истории»?