Как бы странно это ни звучало, Китай будет скучать по администрации Трампа, если и когда она уйдет.
Несомненно, администрация Трампа была самой отягчающей администрацией, с которой Китаю приходилось иметь дело со времен процесса нормализации, начатого Генри Киссинджером в 1971 году. Она развязала торговую войну, которая нанесла небольшой ущерб китайской экономике. Были введены ограничения на экспорт технологий в Китай. Были предприняты огромные усилия, чтобы вывести Huawei из строя. Однако самым возмутительным шагом была попытка экстрадиции Мэн Ваньчжоу. Применение западных законов к китайским гражданам живо напоминает китайскому народу о столетии унижения, когда западные законы применялись на китайской земле.
Тем не менее, если китайские лидеры думают долгосрочно и стратегически, как они обычно делают, они также могут рассчитать, что администрация Трампа, возможно, помогла Китаю. Очевидно, что администрация Трампа не имеет продуманной, всеобъемлющей и долгосрочной стратегии для управления постоянно растущим Китаем. Она также не прислушалась к мудрым советам ключевых стратегических мыслителей, таких как Киссинджер или Джордж Кеннан. Кеннан, например, советовал, что долгосрочный исход борьбы с тогдашним Советским Союзом будет зависеть от того,” в какой степени Соединенные Штаты смогут создать у народов мира “впечатление страны,” которая справляется с проблемой своей внутренней жизни “и " которая обладает духовной жизнеспособностью."Никакого такого впечатления администрация Трампа не создавала. После коронавируса и после Джорджа Флойда Америка производит противоположное впечатление. В относительном выражении администрация Трампа подняла статус Китая, который теперь воспринимается как более компетентная страна в мире.
Честно говоря, внутренние проблемы Америки предшествовали президенту Дональду Трампу. Это единственная крупная развитая страна, где доходы нижних пятидесяти процентов населения снижались в течение тридцатилетнего периода, что привело к созданию “моря отчаяния” среди белых рабочих классов. Джон Роулз пришел бы в ужас, увидев это. Действительно, как говорит Мартин Вольф из Financial Times, Америка превратилась в плутократию. Напротив, Китай создал меритократическую систему управления. Меритократия вполне может превзойти плутократию.
Не менее важно и то, что Кеннан подчеркивал, что Америка должна усердно культивировать друзей и союзников. Администрация Трампа серьезно испортила отношения с друзьями и союзниками. В частном порядке европейцы в ужасе. Уход от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), когда мир никогда не нуждался в ВОЗ больше, особенно для оказания помощи бедным африканским странам, был массово безответственным. Ни один американский союзник не последовал за Соединенными Штатами из ВОЗ. Администрация Трампа также пригрозила пошлинами таким союзникам, как Канада и Мексика, Германия и Франция. Все это не означает, что весь остальной мир бросится в объятия Китая. Действительно, европейцы выработали новые оговорки в отношении тесного сотрудничества с Китаем. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что уменьшение глобального уважения к Соединенным Штатам открывает больше геополитического пространства для Китая. Мадлен Олбрайт однажды сказала: "Мы-незаменимая нация. Мы стоим высоко и смотрим в будущее дальше, чем другие страны."Администрация Трампа может преуспеть в превращении Америки в ненужную нацию, преподнеся Китаю еще один геополитический подарок.
Администрация Трампа также проигнорировала еще один мудрый совет Джорджа Кеннана: не оскорблять своих противников. Ни одна другая администрация не оскорбляла Китай так сильно, как администрация Трампа. Трамп сказал “ " модель поведения Китая хорошо известна. На протяжении десятилетий они грабили Соединенные Штаты, как никто никогда не делал раньше.”
Теоретически подобные оскорбления могли нанести ущерб репутации китайского правительства в глазах его собственного народа. Эффект был прямо противоположным. Согласно последнему барометру доверия Эдельмана, страна, где люди больше всего доверяют своему правительству, - это Китай. Это 90 процентов. В этом нет ничего удивительного. Для подавляющего большинства китайцев последние сорок лет социально-экономического развития были лучшими за последние четыре тысячи лет. Кеннан говорил о внутренней "духовной жизнеспособности".- Китай сегодня наслаждается этим. Психолог из Стэнфордского университета Джин фан заметила, что " в отличие от американской стагнации, китайская культура, Я-концепция и моральный дух трансформируются быстрыми темпами—в основном к лучшему."Китайский народ также остро осознает, что Китай справился с коронавирусным кризисом лучше, чем Америка. Если бы в Америке был такой же уровень смертности, как в Китае, то вместо ста тысяч она имела бы тысячу смертей. На этом фоне постоянные оскорбления, обрушивающиеся на Китай, только спровоцировали сильную националистическую реакцию, повысив авторитет китайского правительства. Здесь нужно добавить один маленький, но важный момент: ни одно другое правительство в мире не бросает оскорблений Китаю. Америка стоит особняком в этом измерении, вновь игнорируя ценный совет Кеннана: "и если бы существовали какие-то качества, лежащие в пределах нашей способности культивировать, которые могли бы отделить нас от остального мира, то это были бы добродетели скромности и смирения.”
Если бы он был жив сегодня, то Кеннан прежде всего посоветовал бы своим соотечественникам отступить и тщательно разработать всеобъемлющую долгосрочную стратегию, прежде чем ввязываться в крупное геополитическое противостояние с Китаем. Любая такая стратегия, если прислушаться к советам таких мыслителей, как Сунь-Цзы, потребует прежде всего всесторонней оценки относительных сильных и слабых сторон обеих сторон.
Нет никаких сомнений в том, что Америка сохраняет много великолепных сильных сторон. Она остается самым успешным обществом, созданным человечеством с начала человеческой истории. Ни одно другое общество не посылало человека на Луну. Ни одно другое общество не создало Google и Facebook, Apple и Amazon в короткие сроки. Еще более примечательно, что две из его крупнейших корпораций, Google и Microsoft, управляются гражданами иностранного происхождения. Ни одна крупная китайская корпорация не управляется Некитайцем. Китай может задействовать таланты 1,4 миллиарда человек; Америка может задействовать таланты 7,8 миллиарда, включая талантливых китайцев. Было бы огромной ошибкой для любого китайского лидера недооценивать Америку. К счастью или к несчастью, это вряд ли произойдет.
Напротив, оценивая относительные сильные и слабые стороны Китая, администрация Трампа совершает ошибку, недооценивая Китай. Здесь высшая идеологическая убежденность в том, что демократия всегда победит коммунистическую партийную систему, создает особую идеологическую слепоту в Америке. В действительности функционально КПК не выступает за китайскую Коммунистическую партию. Он выступает за партию китайской цивилизации. Главная цель КПК - не возрождение коммунизма в глобальном масштабе. Он призван возродить древнейшую цивилизацию мира и вновь сделать ее одной из самых уважаемых цивилизаций мира. Это цель, которая заряжает энергией китайский народ и объясняет необычную живость и жизнеспособность китайского общества. Не менее важно и то, что китайская цивилизация исторически была самой устойчивой цивилизацией. Как говорит профессор Ван Гунгву, это единственная цивилизация, которая была разрушена четыре раза за четыре тысячи лет. Каждый раз он вставал снова. Нет никаких сомнений в том, что китайская цивилизация сейчас переживает великий Ренессанс.
Поэтому для любого американского стратегического мыслителя неразумно предполагать, что американцы не могут проиграть. Это правда, что Америка не проиграла ни одного крупного соревнования за последние сто лет, но ей никогда не приходилось иметь дело с таким грозным конкурентом, как Китай. Не менее важно и то, что если главной целью КПК является улучшение благосостояния своего народа (и тем самым возрождение китайской цивилизации), то не должно быть принципиального противоречия с главной целью любой новой американской администрации: вновь улучшить благосостояние американского народа. Поэтому, когда администрация Трампа уходит и Америка снова пытается выработать более продуманную долгосрочную стратегию в отношении Китая, она должна рассмотреть теперь немыслимый вариант: сильная китайская цивилизация и сильная Америка могут жить вместе в мире в XXI веке. Мир вздохнет с облегчением и даже обрадуется такому исходу. И американскому народу будет лучше.