Решил написать не то, чтобы рецензию, а некоторые впечатления о фильме Серебренникова "Юрьев день", который я, к сожалению, раньше не видел. Кстати, спасибо нашим следственным органам и судебной системе, благодаря которым я по настоящему увлекся этим, безусловно, выдающимся режиссером.
Не буду пересказывать сюжет, кому интересно, то сам посмотрит, я же не школьное сочинение пишу. Итак, это притча. Притча, на мой взгляд, имеющая прочную связь со Священной Историей без знания которой, собственно, проникнуться и смириться с этим фильмом будет затруднительно. Фильм создан удивительно гармонично: игра актеров, операторская работа, режиссерская — все работает во имя одной цели. Фильм об изгнании из Эдема. Когда герои — мать и сын, пересекают сплошной снежный туман, они оказываются в другой реальности. И эта реальность не прощает отсутствия взаимопонимания и близости матери с сыном. Самый близкий и любимый человек, смысл жизни героини, которую играет Ксения Раппопорт, оказывается утраченным, причем покидает он ее намерено, обещая в будущем встречу. Мать не придает этому значения и засыпает. Кстати, тут можно сразу вспомнить евангельскую историю, где Христос просит учеников бодрствовать. Эта странная местность одновременно и Эдем и Гефсиманский сад. Где Андрей не только сын, но и Сын, прощающийся с учениками и обещающий им мистическую встречу в будущем, а героиня выступает и в роли матери, в роли ученика, да и в роли человечества, ищущего Бога. Утрата сына — это наказание за то, что мы не ценим, а потерявши плачем, как в русской поговорке. А дальше начинаются долгие, мучительные, почти безнадежные поиски сына и мира в своей душе. При этом героиня утрачивает все дары, как их утратили Адам и Ева: голос, материальные предметы, облик, даже чувство собственного достоинства. Она находит следы своего сына в других людях, он как бы растворился в окружающем. То вдруг оказывается, что новый послушник в монастыре, в котором она поначалу признала сына, пришел в разных ботинках (а ее сын тоже в разных ботинках приехал в этот городок), то больной туберкулезом заключенный в страшной туберкулезной больнице произносит буквально те же слова, что и ее сын по дороге в Юрьев. Но каждый раз это оказывается как бы образом, намеком на ее сына. И она, потеряв все, отдает себя служению. Служению самым несчастным и падшим среди всего этого несчастного и падшего провинциального мирка. Бывшая оперная звезда мирового масштаба устраивается уборщицей в этот ад в аду, в туберкулезную тюремную больницу. Там есть сцена, когда этого ее псевдосына режут другие заключенные, и она обмывает его, обрабатывает ножевую рану, что может натолкнуть на ассоциацию с обмыванием Христа. Тут, конечно, Серебренников несколько озадачивает, но и весь фильм — та еще задача. В конце концов героиня обретает мир с собой, но уже в новом, как бы падшем (а может и наоборот, более свободном) состоянии, придя петь в церковный хор, уже не звездой, а обычной певчей, которой регент делает замечание об отсутствии у нее слуха. И неслучайно, видимо, хор поет именно Херувимскую, то есть центральное песнопение в литургии. Тут можно найти, конечно, массу ссылок и на другие источники, не только библейские. Приходит в голову и Кафка, и Тарковский с его "Жертвоприношением", и даже Шахназаров с его "Городом Зеро". И это лишь малая толика, безусловно. Серебренников, очевидно, всегда твердо стоит на ногах, очень грамотно отталкиваясь от мировой культуры.
Но вообще, Серебренников очень жестокий режиссер, который не останавливается ни перед чем. Он не щадит зрителя, не щадит его косности, стереотипного мышления, нежелания сострадать, видеть неприятные и неприглядные стороны бытия и человеческой натуры. Но как раз в этом фильме финал необычайно светлый, хотя и свет этот тоже не сказочный.