Есть на Кольском полуострове Ловозерские тундры - там, недалеко от поселка Ревда находится Сейдозеро. В переводе с саамского "Сейд" означает «священный». В научную лексику слово вошло как обозначение древних каменных сооружений, которые были сакральными. Местные верят что у Сейдозера обитают злые духи. И главное подтверждение тому – огромный силуэт человека на труднодоступной скале. Если верить легенде, этот след оставил великан по имени Куйва.
Да, этот "великан" - герой многих баек местного финно-угорского народа Саамов. Если присмотреться, то на этом пятне на скале и правда можно разглядеть руки, ноги и голову. И все это рядом с древними капищами северных народов. Красота, да и только! О происхождении "Куйвы" давно спорят любители околонаучных и мистических теорий - сюда даже ездил знаменитый искатель Гепербореи и советский оккультист Александр Барченко. Он искал следы великана и места силы древних ариев.
Что нам расскажут сами саамы?
Итак, саамы, лопари, или как их еще называют, лапландцы - коренной народ этих мест, до сих пор занимается рыболовством и оленеводством. Сейдозеро имеет у местных особый статус. Здесь нельзя кричать, купаться и думать плохо о хозяине этих мест - великане Куйве. Его огромный силуэт нависает над озером. Его боятся, уважают и со страхом ждут его возвращения.
Когда в 1973 году здесь произошла так называемая "чивруайская трагедия" поползли слухи, что Куйва вернулся. Загадочные события напоминали трагедию на перевале Дятлова. Здесь тоже 10 опытных туристов, заранее спланировав маршрут и выбрав подходящую погоду, вдруг попали в жуткую метель. Странно, что никто из них либо не успел надеть теплую одежду, либо не захотел это сделать. Особенно странным был тот факт, что трагедией занималось КГБ. Местные всерьез заговорили о возвращении зловещего Куйвы.
Саамы рассказывают разные варианты легенды о Куйве. Когда-то, в незапамятные времена, их народ жил припеваючи и всего у них было в изобилии. Говорят, будто у саамов были даже драгоценные металлы. Но их благополучие разрушил великан Куйва. Он принес беды и почти истребил саамов, но бог-громовержец Айеке услышал молитвы людей и поразил Ку́йву молнией. После этого великан стал мстить саамам, насылая на них бури и ненастья.
Есть более-менее научная трактовка легенды о Куйве, основанная на истории саамов. Однажды на них напали шведы, с которыми был злой колдун, тоже cпособный менять погоду. Он сразился с "добрым" шаманом Саамов и проиграл ему, оказавшись впечатанным в скалу.
Погода в этих местах и правда неустойчивая из-за розы ветров, ландшафта и микроклимата вокруг Сейдозера. Горы вокруг создают что-то вроде котла и любой ветерок может привести к резкой смене погоды.
Обе такие истории, со шведами и с великаном напоминают то, что в научной историографии называют мифом "origo gentis" или "происхождение народа". Все они, у разных народов, имеют общий план: народ побеждает сильного врага, отвоевывает независимость и начинает собственную историю.
В свою очередь, ученые объясняют происхождение силуэта "Куйвы" хитрой комбинацией мхов и лишайников, которые выросли на влажной стороне скалы. Видимо, по камням текла вода, которая оставила такие мокрые дорожки.
В мифах о происхождении Куйвы даже говорится и о "лопарьской крови". Якобы кровь погибших в борьбе саамов навсегда окрасила камни в тундре. Такие камни и действительно есть - это эвдиалит, редкий минерал, который встречается только на скандинавском полуострове, Гренландии и в Канаде.
А это Вадим Лихачев. Судя по интервью, которое он дал одному из мурманских каналов, он работник местного заповедника. Видимо, Куйва там - локальный мемчик. Это видео с его канала.