В далеком 1990-м, с 2 по 3 июня, в Донецке проходил фестиваль «Звездный небосклон мира. Донецк. МузЭко-90». Сейчас о нем помнят немногие, но те, кто был там, уже не смогут забыть. Кроме знаменитых в то время исполнителей, на фестивале выступала легендарная группа «КИНО». Ради нее в Донецк съезжались рокеры со всего СССР. Было ярко и тепло...
Не так давно я уже публиковал статью с воспоминаниями о донецком выступлении "КИНО". Почему же я вновь вернулся к теме данного концерта? Сейчас объясню. Дело в том, что по воспоминаниям музыкантов "КИНО" и гастрольного директора группы Олега Толмачева получается так, будто группа "КИНО" была единственной, кто получил денежный гонорар за выступление. Объяснялось это тем, что группа пела вживую, а все остальные выступающие пели "под фанеру".
Георгий Гурьянов:
Я прекрасно помню этот концерт. Это была такая вакханалия... Как мы там оказались... Это был какой-то фестиваль памяти Джона Леннона. Выступали всякие советские знаменитости, артисты... Он продолжался два или три дня. Что там было особенно запоминающегося? Огромный отель, футбольное поле, стадион, на котором с утра до вечера выступали все эти знаменитости и даже моя мыльница в моем номере не могла меня уберечь от поноса на уши, который лился через окно. Мощный звук был очень... Там были все яркие представители поп-сцены того времени. Две городские гостиницы забиты. Несколько дней выступлений, разумеется, под фанеру... Мы — единственные, кто играли там живьем и кому заплатили за всю эту вакханалию. Так что все сборы с двух дней этого фестиваля Джона Леннона — все были в нашем кармане. Это было очень цинично и весело. Мы согласились даже на Джона Леннона... Могу это сказать с уверенностью. Даже не было компромисса. Мы же получали удовольствие... А Джон Леннон — я его терпеть не могу. И тогда его тоже не любил. И Витя им тоже никогда не увлекался...
Артем Евстафьев:
Мы не хотели туда ехать. У Айзешписа были большие проблемы с местными организаторами. То ли он денег много взял у них, то ли еще что-то – я толком не помню. И Айзеншпис наехал на организатора. Взял меня и «Змея», мы пошли на разборки. Типа – ты нам подсунул говенный аппарат. А тот такой, мол, у нас другого нет... А мы ему - мы на таком говняном аппарате вообще выступать не будем. И такая тишина повисла гробовая. А Айзеншпис он как рыба, как пиранья, открыл рот и ждет стоит. Организатор говорит – да это не серьезно… А Шпис ему - почему Витя должен на говняном аппарате выступать? И тогда он под это дело выцыганил у организатора билеты на самолет и улетал в Москву на самолете. По-моему, они даже с Цоем вместе улетали. В Донецке мы все очень зауважали Айзеншписа. Он размахивал руками на весь ресторан, гнул пальцы, угрожал всех выставить в Донецке на бабло, орал матом на весь город и в итоге он забрал права на видеосъемку у этого чувака…
Чтобы прояснить ситуацию я обратился к главному организатору фестиваля Сергею Винникову и вот что он рассказал:
- Это не верно. Гонорар получили многие, просто гонорар группы «КИНО» с учетом аппетитов Юры Айзеншписа был в буквальном смысле не сопоставим со всеми остальными. Многие выступающие действительно, пели под фонограмму, но вовсе не от неумения петь. Надеюсь вы понимаете, что Долиной, тогдашним "Песнярам", "Бригаде С", "Чайфу" не составляло никакого труда спеть живьём. Но для этого потребовалось бы такое количество беклайна (по тем временам, когда не было электронных пультов с памятью), что пришлось бы заставить аппаратурой половину стадиона. И потратить огромные деньги на ее аренду и обслуживание. Поэтому было принято решение - инструменты были подключены только у «КИНО», был озвучен также оркестр Финберга, а остальные солисты пели -1...
Когда Цоя не стало, я находился в Киеве и позвонивший мне Айзеншпис целый час по телефону категорически требовал, чтобы ему немедленно отдали все исходники съемки в Донецке, именно под предлогом того, что это была последняя съемка Цоя. По этому поводу он устроил даже публичный скандал, что я, такой подлец, зажал бесценный исторический видематериал «последнего концерта Цоя». А в это время Н. Примак в Москве монтировала фильм о фестивале. Ему бы отдали записи позже, хотя в этом тоже была большая загвозка. Дело в том, что именно под право эксклюзивной съемки (то есть полного отказа от прав на ее использование) Юра запросил гонорар в два раза больше того, что получал за концерт «КИНО» обычно. И, естественно, получил его сполна. При этом, нам пришлось обеспечить еще и индивидуальный перелет военным спец-рейсом группы из Сибири в Мариуполь, так как Донецкий аэропорт в момент проведения фестиваля был закрыт. Именно по этой причине, до урегулирования имущественного спора (до моего возвращения в Москву), материал ему и не передавался. Кстати, потом он получил его совершенно безДвозДмезДно, то есть даром. Именно этот материал сейчас и гуляет по просторам интернета в неограниченном количестве…