«Портрет дамы в голубом». Константин Сомов, 1900
Елизавета Мартынова (1868–1904), дочь врача, поступила в Императорскую художественную академию в 1890 году, как только девушкам разрешили получать высшее образование. Она была жизнерадостна и красива. Мечтала о славе живописца. И буквально с первых дней знакомства полюбила однокурсника Константина Сомова (1869–1939). Но у него была другая ориентация и он никак не мог ответить на ее чувство физически. Елизавета об этом знала. Но продолжала его любить: не будет страсти – пусть остается дружба. Сомов уговорил ее позировать для портрета. Елизавета согласилась, но с одним условием: картину никому не продавать. Сомов клятвенно пообещал Елизавете сохранить полотно в память о ее любви. Сказал, что она единственная в мире женщина, которая затронула его сердце. Работа над портретом длилась три года: Елизавета заболела чахоткой и несколько раз прерывала сеансы из-за приступов.
Сомов позже прославился своими утонченными, эротическими или сдержанно-эстетскими полотнами, но ничего столь искреннего, значительного и романтичного так больше и не написал. Как только Сомов продемонстрировал портрет в 1900 году на выставке «Мира искусства», к нему пришел успех. Люди приходили на выставку специально, чтобы полюбоваться портретом «Дамы в голубом». «Дамой» восторгался Антон Чехов, ее высоко оценил Третьяков. И совет попечителей Третьяковской галереи захотел полотно приобрести. Сомов был невероятно польщен. Елизавета пришла в ужас. Ей казалось, что Сомов взял у нее часть души и поместил в портрет. И если он продаст картину, то ей не выжить. Елизавета в письмах слезно просила его сохранить портрет при себе, или вернуть ей, или сжечь. Сомов стойко держался три года. Сумма росла. И в 1903 году он полотно продал. В 1904 году Елизавета умерла.
Но это еще не завершение истории. Константин полюбил своего натурщика Мефодия. В 1923 году они уехали во Францию, поселились на ферме в Нормандии. И через несколько лет Мефодий скончался от чахотки на руках Константина. Невозможно сказать, вспоминал ли Сомов в те страшные дни Елизавету и ее трагическую смерть. Кто знает. Судьба иногда делает странные виражи.
Почти всем картинам Сомова не хватало глубины, чувства, страсти, вызова и эпатажа. Возможно, он продал вместе с портретом «часть души» Елизаветы. Но похоже, что к ней прилепилась и та живая часть его души, без которой он был хорошим художником, но так и не стал выдающимся.
Суть картины – одиночество и мольба: «Не уходи, побудь со мною». Дама в наряде XVIII века, с огромными глазами, полными отчаяния и тоски, требует внимания, понимания, ласки. Любви. Но ей не суждено быть любимой. Он уходит. Константин запечатлел себя в виде легкой ускользающей тени в углу картины. На него рассчитывать нечего. Даже как на друга.
История, которая стоит за портретом Иды Рубинштейн ЗДЕСЬ
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Консультант – искусствовед Вита Банга
Автор: Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"