В этой статье невозможно не уделить внимание самой, на мой взгляд, необычной, и, возможно, недооцененной песне Rammstein под названием «Weit Weg» («Далеко»).
Песня вышла на недавнем (май 2019) одноименном альбоме группы, но, почему-то, ни в интервью музыкантов, ни в многочисленных отзывах и рецензиях на альбом эта песня почти не упоминается. Любители «того самого Rammstein» назовут такие песни с альбома, как «Zeig dich» или «Tattoo», поклонники пары предыдущих, более «модерновых», альбомов, обратят внимание на «Radio» и «Ausländer», и тем, и другим, думаю, симпатична открывающая альбом «Deutschland».
Что же касается «Weit Weg», то она необычна прежде всего своим звуком. Если Rammstein всегда ассоциировались с холодным, жестким и грубым звучанием industrial metal, в поздних альбомах разбавленным более традиционным hard-n-heavy, а также gothic, то в этой песне на первом месте клавишные, причем с интересным эффектом. Гитары в песне тоже есть, но они так и не выходят на первый план.
В интро звучит мощное органное вступление с интересным риффом в духе space rock/future pop, что сразу отсылает нас к 1980-м. Ничего удивительного здесь нет: корни участников коллектива лежат именно в этом десятилетии, золотом для такой музыки, как space, new wave, post-punk и ряда танцевальных стилей, но, все же, очень непривычно слушать от группы, проложившей себе дорогу к славе индустриальным звучанием, такие эксперименты. К тому же, такое звучание уже было полностью раскрыто в 70-80-х такими мастерами органа, как Джон Лорд, Дон Эйри, Рик Уэйман, и другими.
Часто бывает, что интро радикально отличается от музыкальной ткани основной части песни (например, акустическое интро перед тяжелой композицией), но здесь это не так: на отметке «0:18» присоединяются остальные инструменты, но орган остается на первом плане, чтобы только на «0:38» стать фоном и создать напряжение для первого куплета.
Поэзия Тиля Линдеманна всегда была личностна, ассоциативна и прямолинейна – здесь же она еще и достаточно многозначительна. По сути, в песне рассказывается о переживаниях тайного поклонника привлекательной особы, который наблюдает за ней вожделенным взглядом через окно:
Представь себе картину эту:
К окну за шторами, без света
Прижался он лицом вплотную
Надеясь лишь ее увидеть…
Он так мечтал ее увидеть
Без одежды, в голом виде
И отдаляясь от стекла
Он что-то шепчет и поет…
(здесь и далее – вольный перевод РОКЛЯ)
Вряд ли найдется человек, не испытывавший в незрелом возрасте нечто подобное...
Вообще, Тиля можно назвать мастером поэзии, в центре которой человек, переполненный своими комплексами и страхами, и в этой песне, несомненно, он демонстрирует свой талант очень ярко.
На «1:16» повторяется основной органный рифф, и на «1:35» следует второй куплет:
Луны же в комнате все больше
И нет одежды ни на ком
И это делать так прекрасно
Мечтать и думать, хоть напрасно
Дыхание чаще, сердце бьется
Он вносит краски в ее образ
И так стоит там, у окна
И образ лишь в уме держа
На «2:12» следует первый припев, кульминизированный основным органным риффом:
Вблизи
Но и там, вдали
Вблизи
Но от тебя вдали
Вблизи
Но далеко так мы
Вблизи
Но от меня вдали
На «2:51» начинается третий куплет, подчеркнутый более атмосферным органным звучанием:
Скорей бы солнца свет погас
Луна целует звёзды в полночь
Поскольку в ней всегда темно
Он вновь вжимается в стекло
На отметке «3:09» темп композиции замедляется, а голос Тиля переходит на шепот, словно подчеркивая атмосферу лунной ночи «с секретом», а на «3:26» неожиданно следует скретчевый зук, чтобы через 3 секунды перейти в протяжное гитарное соло, последний припев на «3:47» и аутро на «4:07», наверное, единственный в песне фрагмент, напоминающий об основном исповедуемом группой стиле.
Таким образом, кроме органного звучания, как основы, в песне можно найти еще ряд находок: замедление темпа, шепот, скретч, атмосферное соло, жесткое аутро.
Остается заметить, что, обладая заметным концертным потенциалом (мощное звучание, под которое напрашивается световое шоу, так любимое группой, припев, предполагающий стадионные распевки, и даже средний, вполне танцевальный темп), на первом отрезке тура в 2019 году она так и не попала в концертный сет группы.
Неизвестно, какая судьба ждет песню дальше – но пока, оставаясь, по моему мнению, одной из сильнейших композиций группы, она разделила участь сильных композиций других исполнителей, которые те так и не стали исполнять в живую (достаточно вспомнить «Пророчество» Легиона, «Живой» ДДТ, или «Алкоединицу» Центра, «Alexander the Great» Iron Maiden, «April» Deep Purple, и многие другие).