Найти тему
РОКЛЯ

Weit Weg

В этой статье невозможно не уделить внимание самой, на мой взгляд, необычной, и, возможно, недооцененной песне Rammstein под названием «Weit Weg» («Далеко»).

обложка промо-Интернет-сингла
обложка промо-Интернет-сингла

Песня вышла на недавнем (май 2019) одноименном альбоме группы, но, почему-то, ни в интервью музыкантов, ни в многочисленных отзывах и рецензиях на альбом эта песня почти не упоминается. Любители «того самого Rammstein» назовут такие песни с альбома, как «Zeig dich» или «Tattoo», поклонники пары предыдущих, более «модерновых», альбомов, обратят внимание на «Radio» и «Ausländer», и тем, и другим, думаю, симпатична открывающая альбом «Deutschland».

оформление альбома
оформление альбома

Что же касается «Weit Weg», то она необычна прежде всего своим звуком. Если Rammstein всегда ассоциировались с холодным, жестким и грубым звучанием industrial metal, в поздних альбомах разбавленным более традиционным hard-n-heavy, а также gothic, то в этой песне на первом месте клавишные, причем с интересным эффектом. Гитары в песне тоже есть, но они так и не выходят на первый план.

В интро звучит мощное органное вступление с интересным риффом в духе space rock/future pop, что сразу отсылает нас к 1980-м. Ничего удивительного здесь нет: корни участников коллектива лежат именно в этом десятилетии, золотом для такой музыки, как space, new wave, post-punk и ряда танцевальных стилей, но, все же, очень непривычно слушать от группы, проложившей себе дорогу к славе индустриальным звучанием, такие эксперименты. К тому же, такое звучание уже было полностью раскрыто в 70-80-х такими мастерами органа, как Джон Лорд, Дон Эйри, Рик Уэйман, и другими.

Часто бывает, что интро радикально отличается от музыкальной ткани основной части песни (например, акустическое интро перед тяжелой композицией), но здесь это не так: на отметке «0:18» присоединяются остальные инструменты, но орган остается на первом плане, чтобы только на «0:38» стать фоном и создать напряжение для первого куплета.

Поэзия Тиля Линдеманна всегда была личностна, ассоциативна и прямолинейна – здесь же она еще и достаточно многозначительна. По сути, в песне рассказывается о переживаниях тайного поклонника привлекательной особы, который наблюдает за ней вожделенным взглядом через окно:

Представь себе картину эту:
К окну за шторами, без света
Прижался он лицом вплотную
Надеясь лишь ее увидеть…
Он так мечтал ее увидеть
Без одежды, в голом виде
И отдаляясь от стекла
Он что-то шепчет и поет…
(здесь и далее – вольный перевод РОКЛЯ)

Вряд ли найдется человек, не испытывавший в незрелом возрасте нечто подобное...

Вообще, Тиля можно назвать мастером поэзии, в центре которой человек, переполненный своими комплексами и страхами, и в этой песне, несомненно, он демонстрирует свой талант очень ярко.

Тиль Линдеманн в 2019
Тиль Линдеманн в 2019

На «1:16» повторяется основной органный рифф, и на «1:35» следует второй куплет:

Луны же в комнате все больше
И нет одежды ни на ком
И это делать так прекрасно
Мечтать и думать, хоть напрасно
Дыхание чаще, сердце бьется
Он вносит краски в ее образ
И так стоит там, у окна
И образ лишь в уме держа

На «2:12» следует первый припев, кульминизированный основным органным риффом:

Вблизи
Но и там, вдали
Вблизи
Но от тебя вдали
Вблизи
Но далеко так мы
Вблизи
Но от меня вдали

На «2:51» начинается третий куплет, подчеркнутый более атмосферным органным звучанием:

Скорей бы солнца свет погас
Луна целует звёзды в полночь
Поскольку в ней всегда темно
Он вновь вжимается в стекло

На отметке «3:09» темп композиции замедляется, а голос Тиля переходит на шепот, словно подчеркивая атмосферу лунной ночи «с секретом», а на «3:26» неожиданно следует скретчевый зук, чтобы через 3 секунды перейти в протяжное гитарное соло, последний припев на «3:47» и аутро на «4:07», наверное, единственный в песне фрагмент, напоминающий об основном исповедуемом группой стиле.

Таким образом, кроме органного звучания, как основы, в песне можно найти еще ряд находок: замедление темпа, шепот, скретч, атмосферное соло, жесткое аутро.

Остается заметить, что, обладая заметным концертным потенциалом (мощное звучание, под которое напрашивается световое шоу, так любимое группой, припев, предполагающий стадионные распевки, и даже средний, вполне танцевальный темп), на первом отрезке тура в 2019 году она так и не попала в концертный сет группы.

Неизвестно, какая судьба ждет песню дальше – но пока, оставаясь, по моему мнению, одной из сильнейших композиций группы, она разделила участь сильных композиций других исполнителей, которые те так и не стали исполнять в живую (достаточно вспомнить «Пророчество» Легиона, «Живой» ДДТ, или «Алкоединицу» Центра, «Alexander the Great» Iron Maiden, «April» Deep Purple, и многие другие).

В туре 2019
В туре 2019