Найти в Дзене
НЭБ

Беззаботный пересмешник. Альфонс Доде

Творчество Альфонса Доде (1840–1897) приходится на одну из самых блестящих эпох в истории французской литературы – на эпоху расцвета реалистического романа. Писателя «натуральной школы» связывали дружеские отношения с Э. Золя и братьями Гонкурами, с Г. Флобером и И. С. Тургеневым. Но среди художников «действительности» вы бы сразу отличили южанина, родившегося в Провансе, в маленьком городке

Творчество Альфонса Доде (1840–1897) приходится на одну из самых блестящих эпох в истории французской литературы – на эпоху расцвета реалистического романа. Писателя «натуральной школы» связывали дружеские отношения с Э. Золя и братьями Гонкурами, с Г. Флобером и И. С. Тургеневым. Но среди художников «действительности» вы бы сразу отличили южанина, родившегося в Провансе, в маленьком городке Ниме. «В нашей современной литературе я не знаю более симпатичной личности! Слово очарование – самое подходящее для Доде!» – пишет Золя для русской публики в «Вестнике Европы» (1876). Трудно найти в произведениях великого мастера масштабность социальных полотен Бальзака, нет в них ни глубины психологических зарисовок Гонкуров, ни стилистики Флобера, зато романисту с помощью ярких деталей, верных мелочей и неуемного воображения удается передать истинность бытия.

Альфонс Доде (1840–1897)
Альфонс Доде (1840–1897)

Слава Альфонсу Доде досталась легко. Вслед за первым поэтическим сборником стихов «Les Amoureuses» в шестидесятые годы печатается целая серия рассказов писателя, в частности «Письма с моей мельницы». В 1868 году публикуется роман «Малыш». Эта чарующая книга – автобиографична, ею сегодня зачитываются как взрослые, так и дети. Простота изложения, задушевность, сердечность пополам с иронией, немного вымысла – все это напоминает сказку.

Главная тайна и прелесть великого художника слова в том, что у «правдивого реалиста все наше бренное бытие подернуто поэтической дымкой», а верное оружие – ирония, «тонкая и острая, как шпага. Он никогда не гневается, – говорит Золя, – он смеется, иной раз просто улыбается, но нет ничего острее, убийственнее этой улыбки… Он чудовищно жесток по части булавочных уколов».

1. Ван Гог «Мельница» (рисунок акварелью). 2. Тартарен из Тараскона (обложка книги, изд-во «Художественная литература», 1977 г.)
1. Ван Гог «Мельница» (рисунок акварелью). 2. Тартарен из Тараскона (обложка книги, изд-во «Художественная литература», 1977 г.)

Два самых популярных сочинения Альфонса Доде«Тартарен из Тараскона» и «Сафо». Первая часть трилогии о Тартарене относится к ранним творениям Доде. Начальный ее вариант появился в 1868 году. Дата опубликования романа «Сафо» – 1884 год. После появления «Сафо» Доде вновь возвращается к «Тартарену» и публикует вторую часть – «Тартарен на Альпах». А еще через несколько лет, в 1890 году, выходит заключительная часть трилогии – «Порт-Тараскон». Создавая «Приключения Тартарена», писатель только помогает разобраться читателю в знакомой сутолоке жизни и веселит его. От части к части невинный смех Доде превращается в политическую сатиру, а его Тартарен, подобно Дон Кихоту или Тартюфу, становится типичным персонажем, олицетворяющим для нас краснобайство, позерство и нелепое фантазерство.

С годами реализм Доде мрачнеет, смех становится не столь беспечным, а ирония все более беспощадной. Благодушный и беспечный юмор Доде все чаще срывается в гневную иронию. И, хотя ирония его подобна «булавочным уколам», она тем не менее попадает прямо в цель и «возвышает автора над сонмом обывателей, ошибочно считающих его лишь беззаботным пересмешником».

В небольшой коллекции НЭБ читатель найдет самые популярные книги прославленного писателя-реалиста, которые навсегда вошли в золотой фонд литературы.