Чем обменивались на переменках советские школьники
Я уже писал о некоторых сериях из моей обширной коллекции карманных календарей: "Аэрофлот", "Цирк", "вечные" календарики, календари с политиками (см. ссылки внизу). Теперь пришло время поговорить ещё об одной популярной среди школьников в 80-90-е серии - календарики с автомобилями. Несколько "вечных" календариков из моего прошлого обзора тоже можно отнести к этой теме, но всё-таки они не совсем обычные календари. А сейчас речь об обычных, но достаточно редких в то время и особо ценимых мальчиками.
Конечно, столь ценимые машинки были и на более ранних календарях. Так, у меня под сотню календарей Госстраха СССР 70-х годов прошлого века, которые издавались громадными тиражами и раздавались бесплатно. Так на них иногда попадался и автотранспорт, но вот, чтобы календарик целиком был посвящён советскому автопрому... Такое счастье свалилось на коллекционеров только в 1987 году, чему свидетельствует оборот вот этого календарика:
В том году можно было купить за 1 копейку первый календарь из серии "Автомобили марки ГАЗ". Последующие выпуски стали дороже, зато со скруглёнными краями и глянцевой плёнкой на лицевой стороне:
ГАЗоны на календарях выпускала не только "Горьковская правда", но и типография Алма-Аты, правда нарисованные и поменьше тиражом.
Вот ещё один "иностранный" календарик - литовский с ретро-машинкой.
В 1988 году "Ульяновская правда" стала выпускать календари с машинами местного производства - УАЗиками. Стоили они уже 5 коп, очевидно, из-за тиснения золотом.
В этом же году уже Гознак начал выпуск самых шикарных для того времени календариков - с новейшими моделями "Жигулей". Вот уж за какими гонялись на переменках - так это за этими, большими (10,5х7 см) и с линейкой на обороте:
Стоили они совсем ничего - 2 копейки, а тираж 2 миллиона, поэтому позволить его могли абсолютно все. Главное, успеть к открытию киоска "Союзпечать".
Каким-то образом в эту серию затесался ЛуАЗик - первый советский переднеприводной внедорожник. Особо этот календарик не ценился, т.к. автомобиль был "колхозным", как по внешнему виду, так и по предназначению.
В 1991 году на календаре появляется "Нива". Печатался он ЦК Компартии Казахстана в 1990 году, когда я последний год был школьником.
Ещё календарь из 90-х. Более поздняя "Нива", тюнингованная:
И ещё календари из 2000-х:
Смотрите, сравнивайте со своими коллекциями, вспоминайте то время, пишите в комментариях, какие виды с автомобилями были у вас. Спасибо!