Ссылки на наши Телеграм-канал и аккаунт в ИНСТАГРАМ в шапке канала.
Сегодня я хочу рассказать о своей любимой логопедической теме! О развитии речи у маленьких детей. О том, как это происходит в действительности.
В возрасте от 4 месяцев у ребенка происходит следующее:
- контакт с окружающими становится активнее
- совершенствуется речевой аппарат
- усиливается желание действовать с предметами и людьми
- обогащается эмоциональная сфера
Еще у малыша после 2 месяцев появляются малоразборчивые и непонятные звуки. Специалисты называют их недифференцированными и непроизвольными.
А для родителей они как бальзам на сердце, как мягкой лапкой по щеке! Ура, заговорил! Да-да, родители именно так и говорят!
Так вот, эти непроизвольные голосовые реакции называются гуканье и гуление.
Малыш может произносить гласные (а, о, у,э) и некоторые согласные (п, м, к, г, х). Задумывались почему именно эти звуки?
С гласными все просто. Выдохнул с открытым ртом - получился звук. Услышал себя, повторил.
А как это происходит с согласными звуками?
Звуки Г, К, Х получаются при смыкании корня языка и мягкого неба. Мы с вами для этого напрягаем необходимые мышцы. А у малыша, который чаще всего лежит на спине, они получаются автоматически: если лежишь на спине, то язык сползает вниз. Закон притяжения никто не отменял! Вот и получаются звуки похожие на Г, К, Х. Иногда они могут быть в смягченном варианте: ГЬ, КЬ, ХЬ.
Со звуками М, П и того проще. Они получаются тогда, когда воздух разрывает сомкнутые губы. А смыкать их малыш может с самого рождения, когда начинает сосать грудь или соску.
Вот и получился первый запас языковых средств. С их помощью ребенок может привлечь внимание взрослого к себе.
Кроме этого у ребёнка появилась физическая возможность разнообразить свои движения, т.к. мы с вами постарались и развили ему мышечный корсет:
- удерживает голову
- вертит ею в разных положениях
- дотягивается до ярких предметов
- ощупывает то, что интересно.
Эмоции, которые стали доступны (радость и страх), толкают малыша к коммуникации.
Как же это все соединить, чтобы появилось что-то похожее на речь? Как сделать так, чтобы было не только желание произнести звук, но и возможность. Вы будете смеяться, но возвращаемся к тому, о чем говорили ранее. Надо заниматься, разговаривать и играть.
Дело в том,что детская психика устроена таким образом, что эмоциональное возбуждение вызывает у ребенка двигательных активность.
Эта активность в сочетании с эмоциями вызывают у ребенка непроизвольный двигательный импульс, который совмещается с непроизвольным выдохом. В игре и движениях непроизвольный выдох соединяется с непроизвольной голосовой реакцией. Вот когда они соединились (выдох+голосовая реакция), тогда и включается речевой механизм.
Но для того, чтобы он работал без перебоев, его надо поддерживать в хорошем состоянии! Как говорит мой старший крестник Фёдор: "Был в отличной спортивной форме, ну как тетя Лера!"
Поэтому надо делать гимнастику, играть с игрушками, взаимодействовать и вызывать эмоциональные реакции, стимулировать появление голосовых и речевых реакций. Из неосознанных сделать их осознанными! Т.е. быть в хорошей форме!
Читайте наши статьи "Мозг ребёнка. Интересные факты родителям на заметку" и "Комплекс оживления младенца".
Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал.
Ссылки на наши Телеграм-канал и аккаунт в ИНСТАГРАМ в шапке канала.
Если вам понравилась публикация, поделитесь ею с друзьями, оставьте комментарии к статье.