Региональный патриотизм отторгается федеральной политической конъюнктурой. Акторам внутренней политики, очевидно, скучно возиться с сотнями местечковых патриотизмов. Губернаторам-варягам местный патриотизм тем более не интересен, поскольку, легко может стать платформой для протеста в их адрес. Однако, региональный патриотизм, в случае раскрытия его потенциала, обладает огромной силой. Эта сила способна мобилизовать, мотивировать и политизировать массы граждан в разных направлениях - от протеста до активной поддержки властей. Своим мнением по актуальной теме поделился президент Фонда Петербургская политика Михаил ВИНОГРАДОВ, один из спикеров конференции, организованной экспертной сетью «Давыдов.Индекс».
-Основной темой в программе конференции, организованной экспертной сетью «Давыдов.Индекс», был вопрос о региональном патриотизме и его потенциале. Вопрос актуальный, но, как мне показалось, большинство выступлений участников уводили в сторону. Эксперты не готовы пока к обсуждению проблемы?
-Мне конференция о региональном патриотизме показалась довольно удачной и, честно говоря, в глазах аудитории я видел огонёк, понимание, что региональный патриотизм (или местный патриотизм) имеет довольно серьёзную силу. Масса людей декларирует ценность для них местной истории, местной реальности, местной географии. Поют песни об этом, ходят на различные фестивали, и просто чувствуют, что малая родина для них - не пустой звук.
Понятно, что на любой конференции выступления участников разнообразны. Возникла дискуссия о том, какой патриотизм более значим – региональный (на уровне субъекта федерации) или все-таки территориальный (местный), но это вполне интересная и продуктивная дискуссия.
В ходе конференции проявилась и специфика взглядов разных поколений. Для среднего и старшего возраста региональный патриотизм скорее апеллирует к опыту 90-х, началу нулевых годов, когда побеждали на выборах блоки «Наши» в Красноярске, «Наша Родина - Сахалин и Курилы» на Сахалине или «Преображение Урала» в Свердловской области. В «нулевые», в «десятые» годы тема несколько забылась. Кто-то из журналистов даже опасался, что разговор пойдёт о таком «большом патриотизме» к большой Родине. Между тем, хотя понятие «региональный патриотизм», действительно успело забыться, само явление никуда не исчезло.
- А как отделить региональный патриотизм от стыкующихся с этим понятием проявлений национализма и сепаратизма?
- Отделять региональный патриотизм от национализма и сепаратизма, мне кажется, дань советской традиции, когда национализм - это плохо, а патриотизм – хорошо. Здесь так же, как про разведчиков и шпионов.
Очевидно, что национализм и сепаратизм являются разными проявлениями одного явления - патриотизма. В случае с сепаратизмом это более радикальное проявление. Впрочем, иногда внимание, проявленное к вопросам патриотизма, может снизить градус радикализма в носителях сепаратистских или националистических идей. Есть у человека потребность любить, кто-то любит себя, кто-то детей и семью, Родину, свое дело. Так и любовь к малой родине становится органичным воплощением этой очень важной и значимой человеческой потребности - любить.
-Тем не менее, в современной России региональный патриотизм почему-то остается невостребованным со стороны федеральных акторов внутренней политики.
Невостребованность регионального патриотизма связана с тем, что слишком много внимания было переведено на риторику федерального формата, федеральной любви к «большой» Родине, истории Второй мировой войны, геополитике и т.д. Местный патриотизм был не то чтобы под запретом, но не одобрялся. Не случайно стали запрещать региональные блоки на выборах, потому что это отнимало голоса, в том числе у власти.
Сейчас есть попытки на эту тему снова начинать заходить, но это попытки пока не очень осознанные, и скорее рефлекторные. Вот, к примеру, идея присвоения аэропортам имён местных селебритиз. Было это апелляцией к теме местного патриотизма? Конечно, было, не случайно же эта кампания получила довольно живой отклик. Было ли это осмысленным обращением к теме местного патриотизма? Вряд ли. Скорее была попытка перебить тему пенсионной реформы созданием некоего хайпа. Не случайно какого-либо дальнейшего сопровождения данной темы не последовало. Просто не возникло понимания того, что это уже пошла работа с очень мощным, очень сильным источником энергии.
- Брендинг территорий, которым занимаются сейчас многие губернаторы-варяги, и региональный патриотизм – это разные вещи?
- Брендинг территорий – это, конечно, не совсем местный патриотизм. Это придание узнаваемости региону за его пределами, насыщение уже имеющейся известности дополнительными ценностями. Иногда это может работать на местный патриотизм, особенно когда вы приезжаете в другой регион. Там узнавая, что вы, к примеру, из Белгорода или из Кемерово, из Татарстана или Югры, вам говорят: «о, круто, у вас там здорово, замечательно…». Конечно, это приятный эмоциональный импульс. И все-таки брендинг, как и развитие туристической привлекательности, в большей степени это работа, направленная вовне.
-Какие же группы и силы могли бы стать заинтересованной стороной, делающей региональный патриотизм значимым фактором внутриполитической жизни?
-Кто угодно. Можно обосновать, почему этим могла бы заняться власть. Потому что в условиях проблем с федеральной повесткой, снижения федеральных рейтингов возникает общественный запрос на то, чтобы это всё скорее закончилось – мол, скорее бы катастрофа или хотя бы уход существующей власти. Остановить негативный сценарий могло бы зацепление граждан за ценность местной идентичности. Понимание, что сегодняшняя и вчерашняя жизни небезнадежны, не все пропало, не все так плохо, и совсем нет нужды рушить до основания, даже если есть негативные, не устраивающие людей сигналы с федерального уровня.
У оппозиции тоже есть интерес использовать региональный патриотизм, в качестве важного ресурса. Оппозиция может заявлять, что власть игнорирует местную идентичность, делает тот или иной регион второстепенным. Сейчас, к примеру, много разговоров о развитии Дальнего Востока, но бытовая жизнь дальневосточников не меняется от этого к лучшему. Чем не перспективная тема для критики власти?
- Существует ли универсальная методика, позволяющая выявлять чувствительные точки различных территорий, воздействие на которые способно повышать уровень социального оптимизма жителей или мотивировать их на какие-то, продиктованные местным патриотизмом, действия?
-Нет, на сегодня её нет. Мы попытались что-то сделать, чтобы косвенно оценить некий базовый уровень местного патриотизма. Посмотрели сайты региональных краеведческих музеев. Некоторые из них мертвые и скучные, есть яркие и цепляющие, заражающие интересом к региону, а есть такие, которые просто воспроизводят федеральную повестку без какой-либо изюминки и ценности местной территории.
Стартовый уровень очень разный, поэтому нельзя просто дать команду регионам начать развивать местный патриотизм. Это было бы так же неразумно, как его запрещать, поскольку есть территории объективно к этому неготовые.
Наверное, разработка таких методик возможна, но о них стоит задуматься позже, только после того, как дискуссия о местном патриотизме начнется (если она начнется), попадёт в федеральную повестку и можно будет посмотреть, где наши предположения оправдались, а где реальность оказалась многообразнее и сложнее.
-И, в чём же, по вашему мнению, может заключаться ценность раскрытия потенциала регионального патриотизма в рамках сложившейся политической системы в России?
- Во-первых, региональный патриотизм уже существует и его не нужно выдумывать, синтезировать и ставить людей в дискомфортное положение, навязывая что-то для них сомнительное. Ну, не может человек полюбить, например, пенсионную реформу, и в таких условиях у него возникает ощущение, что он живет в какое-то неправильное время. В этом смысле раскрытие темы регионального патриотизма способно снизить социальный дискомфорт, а в политическом контексте позволит получить и некоторые политические дивиденды.
Беседовал Сергей Щукин, исп. директор АНО «Ижевский ЭПИцентр»
Источник: интернет-газета "День org"