И стали вирусными в западном сегменте интернета
Представляем впечатления западных журналистов от открытия главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот».
В тот момент, когда памятники на Западе, от статуи Томаса Джефферсона и Джорджа Вашингтона, Уинстона Черчилля и генерала Конфедерации Роберта Э. Ли в различных военных мемориалах сносятся, в России открыт новый, невиданный по размерам мемориал в дни, когда страна отмечает 75-летие Победы над фашистской Германией, капитулировавшей в 1945 году.
Массовый традиционный Парад Победы на Красной площади состоялся 24 июня, его перенесли с первоначальной даты 9 мая из-за пандемии коронавируса. Военный собор стал частью торжеств по случаю этого события.
Собор Вооруженных сил построен в кратчайшие сроки примерно в сорока милях от Москвы. Он также официально называется Кафедральным собором Воскресения Христова, и в настоящее время считается одним из самых высоких храмов в России.
В его оформлении особо выделяются символы, которые прославляют борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая, по большинству оценок, привела к гибели 26 миллионов солдат и простых граждан.
Один из западных журналистов написал, что дизайн и эстетика нового собора “похожи на проблеск инопланетной цивилизации” .
Торжественная литургия освящения этого новейшего и самого величественного русского православного кафедрального собора состоялась 14 июня под руководством патриарха Московского и всея Руси Кирилла в присутствии министра обороны Сергея Шойгу.
На церемонии освящения Патриарх Кирилл сказал, в частности, следующее: «сегодня, как единый народ, в этом военном соборе мы вспоминаем подвиги наших воинов и молимся за наше Отечество, чтобы Господь защитил нашу страну от внешних и внутренних врагов” (сообщило Euro News) .
С некоторых точек зрения новый собор действительно выглядит как нечто небывалое, объединяющее футуристическую архитектуру или, как кажется, научно-фантастическое вдохновение с древними и средневековыми стилями, такими, как традиционные русские золотые купола и элементы византизма.
В некоторых сообщениях на Западе собор даже сравнивали со зданиями и замками, увиденными в “Игре престолов”.
Журналист Арис Руссинос (The Post) красочно описал свои впечатления от храма, используя метафоры и символы, которые передают атмосферу победы России во Второй мировой войне над нацистской Германией на Восточном фронте. «Это здание является впечатляющим, как ничто другое на земле», написал он. И далее:
«Сам собор целостно гармоничен, как орудие войны. Одетые в бронзу и железо, башни его парят в небе, похожие на массив баллистических ракет. Внутри – огромная мозаика сурового и всевидящего лика Христа вырисовывается в сумрачном интерьере с зеленоватым оттенком бронзы потрепанной временем пушки. Сверкающие мозаики изображают Пресвятую Богородицу и святых воинов, охраняющих защитников Москвы времен Второй мировой войны, а также русских солдат в современной униформе, гордо несущих автоматы Калашникова, как современные мученики.
Со стальными ступенями, ведущими к собору, отлитым из расплавленных нацистских танков, его позолоченными куполами, окруженными огромным музеем военной истории России, содержащим различные реликвии… это храм воинской славы, который выходит далеко за пределы христианства, это архитектурный эквивалент степного хана, пьющего вино из черепа поверженного врага».
Руссинос также указал, насколько маловероятно было бы, чтобы что-то подобное возвели на “прогрессивном” Западе, который все больше воюет со своим собственным прошлым.
В то время как российские лидеры публично поклоняются иконам Бога и государства, американская элита теряется в оргии иконоборчества, отвергая свое европейское основание как первородный грех, разрушая памятники и стирая свою собственную историю во вспышке цивилизационного саморазрушения, быстро принятого на собственных берегах. Трудно себе представить, каким мог бы быть эквивалентный памятник в западном мире. Будут ли блестящие небоскребы high finance (принадлежащие инвестиционным фондам Персидского залива), которые украшают горизонт Лондона, все еще стоять к концу столетия? Трудно даже быть уверенным в том, что Соединенное Королевство, Европейский Союз или Соединенные Штаты переживут их.
Собор, как пишут западные журналисты, является детищем министра обороны России Сергея Шойгу, этнического тувинского буддиста, который тем не менее проявил себя в почитании православных икон в полном парадном мундире со всем должным почтением. СМИ не забыли сообщить и о том, что один мозаичный фрагмент, изображающий Путина и Шойгу вместе, не вошел в общее панно, по словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, после того, как «российский правитель решил, что еще слишком рано официально присоединиться к Пантеону Родины».
Принятие христианской символики С. Шойгу, указывают западные журналисты, не обязательно является признаком лицемерия: подобно также не вошедшей в общую картину мозаике со Сталиным или витражам, украшенным серпом и молотом, здание собора, «кастрируя и ассимилируя символы коммунизма в большую славу матушки-России, стоит не столько как храм Бога, сколько как сама Россия, как отдельное и уникальное государство-цивилизация».
Арис Руссинос подчеркивает:
«Задуманное как публичное зрелищное пространство и как утверждение нео-традиционалистской государственной идеологии России на следующее столетие, возведение комплекса Военного собора стало (накануне юбилея Победы – ред.) для его проектировщиков удачным временем с точки зрения пропаганды. Заявив о своей уверенности в силе собственной цивилизации и обособленности от либерального Запада, храм России появился в момент, когда ее главный геополитический соперник разрывается на части из-за утраты веры в собственную национальную историю».
Международные СМИ, отзываясь на освящение главного храма Вооруженных сил, не скрывают, что это событие “противоречиво” и в конечном итоге является “символом новой государственной идеологии Путина”, по выражению Al Jazeera.
Вполне предсказуемо, что большинство основных комментаторов в США и Великобритании были в ужасе от того, что они видят как “экспансионистские” цели Путина, воплощенные в доминирующих и внушительных символах церкви и государства.
Л.Лаврова (по материалам зарубежных СМИ)
Читайте больше материалов на нашем сайте