Вчера посмотрела фильм Микеланджело Антониони “Красная пустыня” / Il Deserto Rosso (1964).
До этого я сталкивалась с его чёрно-белой трилогией, но если бы сейчас можно было вернуть время назад, я бы начала с “Красной пустыни”. Это первый цветной фильм режиссёра, который собрал в своё время множество наград, в том числе главный приз Венецианского кинофестиваля, и уже эти два факта свидетельствуют о том, что начинать с него проще, чем с ч/б драм.
Но не ждите от Антониони лёгкости. Индустриальные пейзажи, нефть вместо воды, ободранные городские стены, несчастные женщины с нарисованными лицами - вроде бы знакомые декорации реальной жизни, но выкрученные настолько, что как зритель отрываешься от земли и погружаешься в историю целиком. Мне повезло, что как раз сейчас я читаю “Кино” Делёза - в “Красной пустыне” я увидела буквальную иллюстрацию многим тезисам этой книги, и поэтому распознавать “текст” фильм было относительно легко. Но это, конечно, хардкорный подход.
Во многих рецензиях, даже журнальных, можно увидеть рассуждение на тему того, что главная героиня Джулиана (в исполнении музы режиссёра Моники Витти) испытывает психологические трудности, ей хочется любви и от того всё вокруг представляется ей, а значит зрителю, пустынным, разрушающимся и обречённым. Я считаю, что это суждение зря бесконечно повторяют. Если прислушаться к тому, как говорят герои, и, всё-таки, разглядеть монтаж, то можно увидеть, что фильм-то вовсе не о людях, и не внутреннем мире, боже упаси, а о природе и её депрессии. И это не какая-то заумь, а выдержанная концепция фильма - драма природы, драма человека, который не может её понять. Вы найдёте подтверждение этой идеи на всех отрезках повествования. Более интересный предмет интерпретации - это что именно противопоставляется, что именно избрано символизировать природу, а что человека, но почему-то об этом очень мало пишут.
Визуальная составляющая фильма - настоящий экстаз, хотя бы потому как верно появляется цвет в кадре, как точно выверен образ Джулианы, её ребёнка, мужа. Женский образ, лишённый карикатурности, дошедший в своей чистоте до нашего времени, без всякой скидки на 64 год - тоже заслуживает большого внимания и прекрасно подходит под категорию “timeless”. Если интересно почитать больше про костюмы в этом фильме, внизу будет ссылка на статью в англоязычном блоге Fashion in film.
Аудио-ряд выбран не менее скрупулезно, чем монтажный, и особенно ярко себя проявляет в кульминации, до которой вы точно дойдёте, если начнёте смотреть.
Вообще, “Красная пустыня” - это фильм, которому не надо делать скидку на другое время и другой контекст. Точностью своей логики и эстетики мир этой картины захватывает вас и подчиняет себе. Это гарантированный шанс не просто приобщиться к классике кино, но почувствовать себя свидетелем настоящего, чистого искусства.
Ссылки:
https://filmmeetsfashion.wordpress.com/tag/red-desert/