Найти в Дзене
Вечером у Натали

«Страна на цепи» Как Япония спасалась от христиан с помощью самоизоляции, и что из этого вышло.

Есть у Японии интересный опыт, коим не могут похвастаться другие страны. Это опыт строжайшей самоизоляции. Так называемая политика сакоку – в переводе с японского означает «страна на цепи»
Целых 200 лет Япония была закрыта для всего окружающего мира. Так сказать, «варилась в собственном соку». Теперь говорят, что эта самоизоляция оказалась благом для страны, так как наилучшим образом сохранились

Есть у Японии интересный опыт, коим не могут похвастаться другие страны. Это опыт строжайшей самоизоляции. Так называемая политика сакоку – в переводе с японского означает «страна на цепи»

Целых 200 лет Япония была закрыта для всего окружающего мира. Так сказать, «варилась в собственном соку». Теперь говорят, что эта самоизоляция оказалась благом для страны, так как наилучшим образом сохранились национальные традиции и особенности. Но, разумеется, были и минусы.

Поводом к введению режима самоизоляции стало восстание христиан в Симабаре. Но это событие стало лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Ситуация зрела давно.

Начиная с 1542 в Японию, которая до тех пор жила себе тихо и мирно, стали езживать европейские гости - купцы и пираты. Им вослед потянулись и миссионеры. В основном это были португальцы, чуть позже к ним присоединились испанцы.

Расцвела торговля, но вместе с ней стали расцветать и новые, неслыханные до того, в Японии идеи. Миссионеры-католики стали активно проповедовать христианскую веру. Купцы привезли китайский шёлк, золото, серебро, невольников и самое главное огнестрельное оружие.

Японские феодалы были только «за». Они разрешали католикам открывать школы и церкви. Более того, охотно принимали христианство сами и призывали к этому своих вассалов. Неужели горячая проповедь испанских миссионеров так зажгла сердца японцев? Если бы…

Ключевым мотивом оказалось жажда власти и обогащения. Те феодалы, что водили дружбу с иезуитами получали больше огнестрельного оружия, а значит подминали «под себя» других феодалов.

Кроме того, на торговле с европейцами быстро поднялись многие предприимчивые горожане. Очень скоро Япония получила целый класс богатых и влиятельных людей. И своим богатством эти граждане были всецело обязаны европейцам, а не сёгуну.

Поэтому властям такого рода изменения никак не могли понравиться. И впрямь, что же тут хорошего? Пустили, понимаешь, иностранных гостей на свою землю, и нате вам – старые аристократы рассорились. Откуда не возьмись появилась новая знать и, разумеется, «качает права» Если дело так и дальше пойдёт, то не долго и трона лишиться! Вот, значит, что скрывается за красивыми речами «о милосердном европейском боге». Красноречивые примеры были под боком - испанцы захватили Филиппины. Соседние Китай и Корею подчинили маньчжуры.

Чтобы сохранить страну, а заодно и собственное положение власть пошла на крутые, но действенные меры.

Во-первых, власть монополизировала торговлю. Отныне, вся внешняя торговля проходила только через сёгуна.

Во-вторых, физически уничтожили всех чиновников, связанных с иностранцами.

В-третьих, указом правительства запрещалась всякая иноземная религия. Несколько христиан были публично казнены дабы показать, что намерения серьёзны.

Ещё через 15 лет вышел новый указ, категорически запрещающий ввоз европейских книг и китайских заодно, где имелось малейшее упоминание о христианстве.

Японцам под страхом смертной казни запрещалось покидать страну без санкции правительства, а также строить пригодные для дальнего плавания суда.

Конечно, подобные меры нравились не всем. Тогда-то и случилось восстание крестьян-католиков в Симабаре. Восстание подавили, а страну окончательно закрыли для иностранцев. Политика сакоку – «страна на цепи»

Что такое рангаку.

Не только религия, но и любые европейские науки и литература были в Японии под строжайшим запретом. Но, информация ведь подобно воде, утекающий даже сквозь самое малое отверстие. Часть европейских знаний всё же затекала к японцам. Эти запретные знания «голландские науки» и назывались в Японии рангаку.

Только после 1720 года политика изоляции была немного смягчена и рангаку потекли к японцам сильнее. Микроскопы, насосы, электричество, волшебные фонари, книги медицинского содержания – всё это вызывало большой живой интерес. Началась аккультурация – процесс восприятия и осознания народом новой для него культуры.

-2

Чем закончилась самоизоляция Японии.

Время шло. Парусники сменили паровые двигатели. На карте Земного шара появилось новое государство США. А Япония продолжала изолироваться. В 1825 году вышел очередной указ, согласно которому по всякому европейскому кораблю, приблизившемуся к портам Японии следовало открывать огонь без предупреждений.

Но таких кораблей становилось с каждым днём всё больше. Мало того, у японских берегов стали обнаруживаться американские и британские матросы, пострадавшие при кораблекрушениях. Секретные агенты США докладывали о том, что в Японии полным-полно угля - необходимого топлива. США нуждались и в японских портах, как в транзитных пунктах по дороге в далёкий Китай. А тут изоляция.

Как заставить Японию дружить? Старым дедовским способом, который никогда не подводил США. И в Страну Восходящего Солнца отправились американские дипломаты договариваться о сотрудничестве. Дипломатов поддерживали грозные военные корабли. И Япония сдалась.

В страну хлынул матёрый капитализм, и Япония потонула в экономическом кризисе и гражданской войне. Последний Сёгун не оставил наследника. Сторонники модернизации сцепились с почитателями старины. А открытые границы повлекли за собой эпидемии.

В итоге «страна сорвалась с цепи», система самураев пала. И аграрная Япония за пару лет превратилась в капиталистическую страну. Взяла курс на модернизацию во всех отношениях. Так закончилась история одной страны и целой эпохи и родилась новая история и новая страна. Своей своеобразной историей Япония показала, может ли одна страна изолироваться от мира и развиваться самостоятельно. Может. Но, как показывает история – недолго.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!