Аргументы гражданина: Часть 2.
К сожалению, сам закон о поправке содержит доводы в пользу обоих решений и было бы неправильно обойти вниманием этот печальный факт.
В первых 19-ти статьях темы "Читаю закон "О поправке к Конституции" рассмотрены наиболее значимые (по моему мнению) поправки и каждой поправке была выставлена моя субъективная оценка. (1-я статья темы)
В 20-й статье темы рассмотрены некоторые странности закона о поправке и предложена гипотеза, что эти странности свидетельствуют о замысле власти начать масштабные изменения всего законодательства.
В 1-й части темы "Аргументы гражданина", собраны аргументы, которые могут повлиять на решение: "Идти голосовать или остаться дома?".
Если "эмоционально активные элементы" закона "О поправке к Конституции" не отбили желание выполнить гражданский долг, то
Во 2-й части темы "Аргументы гражданина", собраны аргументы, которые могут повлиять на решение: "Если голосовать, то ЗА или ПРОТИВ?". Сначала перечисляются аргументы ЗА, затем аргументы ПРОТИВ, а в заключении излагается моя субъективная оценка закона в целом.
Аргументы "Голосовать ЗА"
В порядке убывания значимости:
1). Статья 68 часть 1. О языке государствообразующего народа
(+++) Явное признание народа государствообразующим фактором.
(++) Неявное признание языка государствообразующим фактором.
(-) Неопределенный термин "многонациональный союз равноправных народов".
2). Статья 79(1). О целях внешней политики России
(+++) Россия прямо говорит себе и миру, что и как она намерена делать в мировом сообществе.
3). Статья 67(1) части 2 и 3. О преемственности Российской Федерации
(++) Неявно говорят о значении для Российской Федерации преемственности в широком общегосударственном смысле.
4). Статья 69 часть 2. О культурной самобытности народов России
(++) Неявно вводит понятие о культурной самобытности народов России как государствообразующем факторе и объявляет о его защите.
(+) Неявно напоминает о правах народов России, которые не тождественны правам отдельного человека.
5). Статья 68 часть 4. О государствообразующих факторах
(++) Неявно вводит понятие о культуре как государствообразующем факторе, подчеркивая, что это культура всего многонационального народа (не только русского).
6). Статья 79. О приоритете положений Конституции над положениями международных договоров
(+) Вывела Конституцию из сферы приоритета международного права.
(+) Создала возможности для защиты других законов РФ от субъектов международного права ценой внесения внутреннего противоречия в Конституцию.
(-) Вносит внутреннее противоречие в Конституцию. Если Конституция и международные "правила" входят в противоречие, то чему должны соответствовать законы РФ? Конституции (статья 15 часть 1)? Или международным "правилам" (статья 15 часть 4)?
7). Статья 67(1) часть 4. О детях и детстве в Конституции
(+) В Конституцию вводится ряд важных положений, но несистемно, что снижает их безусловно положительное значение.
(-) Не решает и даже не ставит главные вопросы о детях и детстве:
- о значении воспитания детей как государствообразующего фактора, который обеспечивает в том числе преемственность государства;
- о соотношении семейного и внесемейного воспитания детей;
- об отношениях между родителями, обществом и государством при воспитании детей.
8). Статья 75 части 5, 6 и 7. О зарплате, пенсиях и пособиях
(+) В Конституцию вводится ряд социально значимых вопросов, но без прямых гарантий или указаний как они должны решаться в законах .
(-) Рекламная шумиха вокруг "законодательных иллюзий" (минимальный размер оплаты труда ограничен неопределенной величиной прожиточного минимума; ежегодные индексации пенсий без принципов определения их размеров; индексации социальных пособий и выплат без указания периодичности и принципов определения их размера).
9). Статья 77 часть 3, статья 78 часть 5. Об ограничениях для власти
(+) В Конституцию вводятся половинчатые ("дырявые") ограничения для руководителей высших органов власти.
(-) Предложенные ограничения не перекрывают все способы реализации иностранного влияния, в частности:
- через помощников и других государственных служащих;
- через членов семей руководителей;
- через отношения собственности на объекты, расположенные или зарегистрированные за рубежом.
10). Статья 81 часть 2, 3 и 3(1). О двух сроках и «обнулении» Президента
(+) В Конституцию вводятся половинчатые ("дырявые") ограничения, которые не исключают иностранное влияние на Президента (см. п. 9).
(-) Ужесточение ограничений на число президентских сроков усиливает (уже существующее в Конституции) ограничение права народа на свободные выборы главы государства (статья 81 часть 2).
11). Статья 83. О полномочиях Президента
(+) Ясные цели создания Государственного Совета и Совета Безопасности.
(0) Усиление ответственности Президента за действия Правительства.
(-) Нечеткие цели создания Администрации Президента.
Аргументы "Голосовать ПРОТИВ"
В порядке убывания значимости:
1). Статья 95 части 2 и 5. Статья 103(1). О формировании и полномочиях Совета Федерации
(---) Назначение в Совет Федерации представителей исполнительной власти нарушает нормы статьи 94 (представительный статус Совета Федерации) и статьи 10 (принцип разделения властей).
(0) Предложение назначать пожизненно в Совет Федерации "выдающихся граждан" не сопровождается постановкой перед Советом Федерации целей и задач, уровень которых соответствовал бы уровню "выдающихся граждан".
(0) Придание праву парламентского контроля конституционного статуса не дает народу новых возможностей для оперативного контроля за государственной властью.
2). Статья 132 часть 3. О единой системе "публичной" власти
(--) Вводит в Конституцию неопределенность, чреватую нарушением независимости местного самоуправления (статья 12) как одного из способов осуществления власти народа (при вхождении в единую систему власти местное самоуправление может быть поглощено государственной властью - нарушение принципа разделения властей).
(-) Не определяет принципы вхождения государственной власти и местного самоуправления в единую систему "публичной" власти.
(+) Вводит в Конституцию цель взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3). Статья 75 часть 1. О благосостоянии граждан и о труде
(--) Предписывает государству жесткие обязательства (создавать условия, гарантировать, обеспечивать) в отношении множества неопределенных понятий (устойчивый экономический рост страны, благосостояние граждан, взаимное доверие государства и общества, достоинство граждан, уважение человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая солидарность, политическая солидарность, социальная солидарность).
4). Статья 69 часть 3. О поддержке соотечественников за рубежом
(--) Содержит грубые ошибки: размытость адресатов, объемов и способов государственной поддержки соотечественников за рубежом провоцирует абсурдные интерпретации положений статьи 69 часть 3:
- Нужно говорить не об абстрактных правах и интересах, а о конкретном праве на сохранение общероссийской культурной идентичности, и только об этом праве.
- Нужно обозначить пределы государственной поддержки соотечественников - в конце концов эти люди находятся - как правило, добровольно - под юрисдикцией другого государства.
- Нужно различать соотечественников как отдельных людей, и сообщества соотечественников, проживающих в других государствах (интересы отдельных людей не всегда совпадают с интересами всего сообщества).
5). Статья 67(1) часть 2. О защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации
(-) Рекламная шумиха вокруг "законодательной иллюзии" (действия по изменению границ допускаются, если они происходят путем переговоров… И призывы к таким переговорам тоже допускаются... )
6). Статьи 71 и 72. О сферах полномочий государственной власти
(-) Рекламная шумиха вокруг "законодательных иллюзий" (эти статьи перечисляют вопросы, закрепляемые за разными уровнями власти, - в таких статья никаких гарантий не может быть в принципе).
(-) Неопределенное понятие (организация публичной власти).
(+) Вводится ряд общественно значимых понятий (брак как союз мужчины и женщины, ограничения для замещения государственных должностей).
В какой графе ставить "галочку"?
В моем перечне "Аргументов ЗА" оказалось почти в два раза больше, чем "Аргументов ПРОТИВ". Однако, вес этих аргументов разный и он может меняться в зависимости от позиции конкретного человека.
Вот, к примеру, два главных аргумента ЗА и ПРОТИВ:
- статья 68 часть 1: народ - государствообразующий фактор;
- статья 95 части 2 и 5: нарушение принципа разделения властей и представительного (выборного) статуса Совета Федерации.
Можно ли ставить на один уровень опасность прямого назначения (внедрения) представителей исполнительной власти в высший законодательный орган государства и абстрактный тезис о государство-образующем народе?
И вообще почему в перечне "Аргументов ЗА" первые пять позиций занимают статьи, в которых абстрактные "государствообразующие факторы" видны только в сильную лупу, а такая очевидно нужная статья 79, выводящая Конституцию из сферы приоритета международного права, поставлена только на 6-е место?
Дело в том, что Конституция - это не только основной закон, но и общественный договор, утверждающий принципы по которым люди сознательно становятся Гражданами Государства. Стороны такого договора должны одинаково понимать и разделять общие ценности, и эти ценности системно должны быть зафиксированы в договоре.
В системе ценностей и понятий Конституции особое место занимают объективно существующие государствообразующие факторы (территория, народ, язык, культура и ряд других), разрушение которых ведет к неизбежному к разрушению самого Государства. В действующей Конституции нет слова " государствообразующий", и это неправильно! Поэтому утверждение, признание и даже упоминание о государство-образующем значении какого-то фактора важно тем, что:
- объясняет гражданам значение этого фактора как необходимого условия сохранения государства;
- объясняет необходимость его жесткой защиты, в том числе на уровне Конституции.
Ещё принципиально важно, чтобы в Конституции были такие тезисы, которые можно было бы использовать как критерии справедливости конкретных законов, указов, судебных решений и т.д. То есть тезисы, устанавливающие государственную оценку тех или иных общественных явлений и процессов. Такие тезисы делают Конституцию народным инструментом оперативного контроля за всеми ветвями власти. Действующая Конституция не дает народу инструментов оперативного контроля за властью, и это неправильно! А статья 79(1), которой Россия заявляет цели и принципы своей внешней политики, как раз и является государственным критерием справедливости ... на мировой арене. (Как не хватает подобных формулировок для внутреннего употребления...)
Для себя делаю ВЫВОДЫ:
1) Статьи, устанавливающие основные принципы Конституции (например, принцип разделения властей) имеют наибольший вес.
2). Статьи, которые явно или неявно вводят в Конституцию государство-образующие факторы, по своему весу сопоставимы с основными принципами Конституции.
3). Формулировки, которые можно использовать как критерии справедливости, делают Конституцию народным инструментом оперативного контроля за всеми ветвями власти, и по своему весу сопоставимы с основными принципами Конституции.
4). Вводить в Конституцию новые понятий следует аккуратно, обязательно согласуя их с системой ценностей Конституции.
5). Введение в Конституцию новых неопределенных понятий подрывает существующую в ней систему ценностей.
С учетом этих выводов главные аргументы ЗА и ПРОТИВ находятся в одной весовой категории и примерно уравновешивают друг друга.
В этом - главная сложность общей оценки закона о поправке. Плюс и минус друг друга уравновешивают. Куда не поставь "галочку" - плохо.
В такой ситуации не хочется играть по правилам, навязанным властью. Хочется найти асимметричный ответ.
Продолжение следует:
Часть 3. Асимметричный ответ на "всенародное голосование"