На долю страны в товарообороте Россия-Китай приходится 2,2%. Так что, потенциал сотрудничества кажется огромным. Но присмотримся к цифрам внимательнее.
Из Китая на наш рынок попадают товары с высокой добавленной стоимостью. А основная часть экспорта в Китай для нас — сырье. На технологичные товары (продукция ВПК или предприятий уровня «Росатома») приходится около 20%. Правда, эти 20% имеют слабое отношение к бизнесу, по большей части торговля из госсектора — это политика и даже включение таких крупных контрактов в статистику не позволяют России повысить число процента на бумаге.
Товарооборот Китая и России по сравнению с Западными странами мал. Мы не были и не являемся центральными партнерами и, как страна не производим для рынка B2C ничего, что нельзя купить в Китае. А уходят или узко нишевые товары с добавленной стоимостью или десятки тонн нефти, дерева и сельскохозяйственных удобрений. Товары из России представлены лишь на территориях вдоль российской границы. Товар ввозят частные транспортеры в малых объемах, избегая уплаты таможенных пошлин.
Наметим основные барьеры, которые мешают торговле. Их все можно научиться обходить, но об этом в следующих постах.
Документы, подписи, налоги. Чтобы начать работать в стране и открыть компанию предпринимателю нужно: отыскать идеального партнера (юр лицо); зарегистрировать бренд, нанять персонал на месте, за всех платить налог и завести счет в банке.
Логистика. Граница обширна, но короткого транспортного пути между странами нет. Российские не сырьевые производства расположены в западной части страны и на Урале, а спрос на сырье на востоке страны.
Культура. Российский бизнес не знаком с историей и традициями Китая, из-за чего возникают трудность при просчете спроса на разные категории продуктов.