Найти в Дзене

Голос. Усталость, что делать?

Бывало ли в вашей жизни так, что вы уставали говорить? Вы говорили так много, что голос начинал хрипеть, вы начинали покашливать? Или, встав утром понимали, что не можете говорить? Что делать в этой ситуации? У усталости голоса и речевого аппарата в целом, есть несколько причин. Рассмотрим две из них: психологическое сопротивление и отсутствие привычки говорить много. Сопротивление к говорению, многим кажется надуманным, ну как можно не хотеть говорить? Как можно сопротивляться тому, чем ты пользуешься с рождения. На самом деле все и проще, и сложнее одновременно. Мы пользуемся речью постоянно, мы взаимодействуем с окружающим нас миром при помощи речи, при помощи вокализации наших мыслей, наблюдений, эмоций. И все-таки сопротивление к говорению встречается часто, просто мы не придаем этому большого значения. Ребенка, не выучившего стихотворение, вызвали отвечать у доски. Он не может рассказать даже те куски, что помнит, его ругает учитель, а он ни слова не может вы

Фото с сайта Яндекс.
Фото с сайта Яндекс.

Бывало ли в вашей жизни так, что вы уставали говорить? Вы говорили так много, что голос начинал хрипеть, вы начинали покашливать? Или, встав утром понимали, что не можете говорить? Что делать в этой ситуации?

У усталости голоса и речевого аппарата в целом, есть несколько причин. Рассмотрим две из них: психологическое сопротивление и отсутствие привычки говорить много.

Сопротивление к говорению, многим кажется надуманным, ну как можно не хотеть говорить? Как можно сопротивляться тому, чем ты пользуешься с рождения. На самом деле все и проще, и сложнее одновременно. Мы пользуемся речью постоянно, мы взаимодействуем с окружающим нас миром при помощи речи, при помощи вокализации наших мыслей, наблюдений, эмоций.

И все-таки сопротивление к говорению встречается часто, просто мы не придаем этому большого значения. Ребенка, не выучившего стихотворение, вызвали отвечать у доски. Он не может рассказать даже те куски, что помнит, его ругает учитель, а он ни слова не может вымолвить в свою защиту, или пытается говорить, но через силу, очень тихо.

Эмоции сильно связаны с речевой активностью. Не можем сформулировать, опасаемся быть не понятыми или отверженными и тут же “пускаем петуха” или начинаем “мямлить”. То есть не можем внятно и четко вокализировать собственные мысли. Если такое постоянно повторяется, то может привести к развитию страхов. Глоссофобия - боязнь публичных выступлений, как один из примеров фобий, связанных с речью. И это уже заболевание, а корнем его могли быть попытки родственников ставить маленького ребенка на табурет на любой праздник и стимулировать его к декламации стихотворений, причем зачастую мотивирование не через поощрение, а через вину, страх, стыд.

Вырастая, такой человек, может просто не хотеть говорить с людьми, боясь насмешек и осуждения, но не осознанно, а подспудно. Выбирая иной путь взаимодействия с социумом. Например, Хикикомори в Японии. Почитайте о них, интересный феномен.

Что делать если вы сопротивляетесь общению?

Фото с сайта Яндекс.
Фото с сайта Яндекс.

Мои решения, мои примеры и никаких лайфхаков и фишечек, только опыт:

  • Начните говорить вслух с собой, когда вокруг нет никого. Научите себя говорить громко и четко.
  • Берете любую абстрактную тему и рассуждаете о ней сами с собой, приводя аргументы и объясняя их самому себе, как будто другому собеседнику.
  • Сделав это, усложните, начните говорить зеркалу, рассказывайте ему.
  • Научились работать с зеркалом, переходите на детей, говорите с ними, интересуйтесь их делами, они непосредственны и не хотят вам зла, их эмоции чисты.
  • Далее усложняемся и также начинаем говорить с родными и только после того, как вы перестали испытывать неприятные ощущения от общения с родными, переходите на посторонних людей и к публичным выступлениям.

Теперь же пришла пора поговорить об отсутствии привычки к говорению.

Это беда очень многих людей, мы все умеем общаться тет-а-тет, но зачастую монолог на большую аудиторию приводит к негативным последствиям. И дыхания не хватает и сухость во рту и першение в горле и куча оговорок, жуть, а не речь... Но это тема для следующей статьи, а сейчас о последствиях такого и как их избежать.

Последствия, это хрипящий голос, болезненные ощущения в горле, пропавший голос, нарушение вокализации и многое другое. Ка этого избежать?

Для начала к любому длительному выступлению необходимо готовиться. Например, было бы неплохо, научиться петь. Не всем это дано, у некоторых медведь джигу станцевал не только на ушах, но и на связках. Но для нас это не важно, важно научиться говорить или петь как можно большее количество звуков на одном вдохе. Еще в разработке легких помогает плавание, прыжки на скакалке, бег трусцой и ударные техники.

С легкими более-менее понятно, теперь связки. Связки хорошо тянуться и разминаются в процессе вокализации - пения или декламации. Стихи шикарный инструмент для разминки. Разомните связки перед долгим говорением, наполните их эластичностью.

Артикуляторный аппарат хорошо тренировать поговорками, скороговорками или просто сочетаниями слишком разных звуков (например ГРЖМЕ). И артикуляцию надо готовить, покорчите себе рожи, повысовывайте язык, покрутите языком из стороны в сторону, изобразите кошечку или собачку что очень быстро лакает воду. Только делайте это наедине, не пугайте окружающих.

Фото с сайта Яндекс.
Фото с сайта Яндекс.

Да и кстати, во время своего длительного монолога не пейте холодную воду, пусть она будет даже более чем теплой, только это не должен быть чай или кофе, просто теплая вода.

Если вы все сделаете правильно, то ничего после длительного вашего рассказа не должно создавать дискомфорт, максимум ощущение усталости, как после физической нагрузки. Ведь нагрузка и правда была, только эмоциональная. Просто помолчите подольше. Отдохните в тишине, или если это невозможно, то слушая спокойную музыку без слов.

Надеюсь, эта информация была для вас полезной.

Удачи вам в познании себя и окружающих.

Ваш всегда, Н.А.