(Продолжение статьи "Давид - художник Революции").
В 1795 году знаменитый французский художник-классицист Жак Луи Давид выходит из тюрьмы, в которую он попал в связи со своей деятельностью в правительстве Робеспьера. Революция была поставлена на паузу, Франция отвергла путь террора, развернутого якобинцами против старой аристократии, жертвами которой становились и просто политически не согласные. Наступил период Директории. Жизненно важным для страны стал вопрос обороны: монархии Европы, объединившиеся в военную коалицию, развернули боевые действия, вторгшись на территорию революционной Франции. Война шла с переменным успехом.
В это время взошла звезда молодого генерала Бонапарта. Жак Луи Давид впервые увидел Наполеона в декабре 1797 года, во время триумфального возвращения полководца в Париж после завершения Итальянской компании, принесшей Франции победу и долгожданный мир. «Да, друзья, теперь мой кумир Бонапарт!» – объявил своим близким Давид, потрясенный харизмой будущего покорителя Европы. В это период художник занимается педагогической деятельностью и написанием частных портретов, стараясь не привлекать к себе особого внимания властей, ввиду якобинского прошлого.
Франция вновь заговорила о Давиде после того, как в 1799 году живописец выставил в Лувре свою новую картину «Сабинянки останавливают сражение между римлянами и сабинянами». Эта пацифистская картина на тему древнеримской истории, отвечала чаяниям уставших от войны французов. В то время страна вновь вела борьбу уже со второй антифранцузской коалицией. Самоотверженность и преданность родине, прославляемые в древнеримской и древнегреческой мифологии и истории, соответствовали историческому моменту, переживаемому Францией.
Посетивший выставку Наполеон Бонапарт, ставший к тому времени первым консулом, восхитился талантом лучшего художника Франции, в котором увидел возможности для возвеличивания своей персоны. Предложенное сотрудничество было с радостью принято Давидом.
Главному живописцу французской революции, придерживавшемуся когда-то крайних республиканских взглядов, суждено было стать придворным живописцем новой империи, а также одним из архитекторов наполеоновского культа.
В 1801 году художник пишет картину "Бонапарт на перевале Сен-Бернар", на которой Наполеон предстает не только романтическим героем, но и персоной равной Ганнибалу и Карлу Великому, также пересекавших когда-то Альпы на пути в Италию. На это указывают надписи на камнях в нижней части полотна.
Давиду было доверено написание главных картин бонапартистского официоза. В 1805-1807 годах художник был занят работой над огромной картиной «Коронация Наполеона», размером 10 на 6 метров.
В 1810 году под кистью Давида появляется картина "Раздача императорских орлов", запечатлевшая момент вручения военных знамён с императорской символикой – важнейший момент, означавший признание нового статуса Наполеона со стороны армии.
Эти патетические картины перекликаются с первыми работами Давида на античную тему. Гораздо более реалистичным выглядит портрет Наполеона в обстановке рабочего кабинета – картина, признанная одним из лучших портретов Наполеона Бонапарта. Император французов изображен в начале 1812 года, в зените своего могущества и славы.
Это были не просто картины, это был новый художественный стиль – ампир, происходивший от французского слова empire – империя. Ампир, по сути, – осовремененная античность, задавал тон в архитектуре, интерьере, живописи и моде. Мода на античность главенствовала во всём: мужчины стриглись в римском стиле, женщины носили одежду и прически а-ля «дочери Брута», а платья сабинянок с открытой грудью эпатировали посетителей закрытых салонов Парижа.
В пылком воображении художников и поэтов того времени венценосный Наполеон был персоной, подобной античным кумирам – Александру Македонскому и Юлию Цезарю. Эти аналогии поддерживались официальной властью. Государственная и армейская символика Франции заимствовала древнеримские атрибуты: легионерские орлы, ликторские фасции, скрещенные мечи, лавровые венки. Наполеон, однако, выбрал в качестве символа своего императорского дома другой знак – золотые пчёлы на фоне пурпурного бархата напоминали о том, что только неустанный труд может лежать в основе великих свершений.
Но фортуна оказалась изменчива и к Бонапарту. Часы, изображенные на заднем плане рабочего кабинета императора, уже начали обратный отсчет времени властителя Европы. Впереди был поход Великой армии в Россию.
Продолжение в статье: "Ж.Л. Давид – художник в изгнании" .
Начало в статье "Давид – художник Революции" .
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.