Найти тему
Дмитрий Леонтьев

Белые ночи оккультизма.

Люди легко верят в то, чего они хотят.

Цицерон.

Оккультизм покоится на двух столпах: невежестве и эгоизме. И более всего любит времена смутные. К написанию этой статьи меня подтолкнула информация о готовящимся в Петербурге крупном «литературном» проекте. Вскоре, на всех книжных прилавках расположенных у метро газетных киосках вновь появится огромное количество литературы с общей тематикой «Петербург мистический». Ни для кого не секрет, что в последние годы интерес к чтению в России сильно упал, сократившись до «женских детективов» и становящихся день ото дня вся прибыльней многочисленных интерпретаций «Битв экстрасенсов». В силу того что подобные проект принес несколько лет назад своим издателям немалые дивиденды, его решено повторить с куда большей доступностью и размахом.

То, что в России традиционно мало хорошей художественной литературы на христианские темя (наподобие книги Ивана Шмелева «Лето Господне» или Тихона Шевкунова «Не святые святые») и фильмов (наподобие «Острова» Павла Лунгина, «Поп» Хотиненко или замечательной драмы «За имя мое» Марии Можар) – упущение грандиозное и опаснейшее, заслуживающее отдельного и очень жесткого разговора, но сейчас, с вашего позволения, я все же вернусь к фильмам и книгам, романтизирующим и популизирующим стремительно распространяющийся по стране оккультизм. Вопросы, которые ставит перед нами жизнь в цинично-прагматичном 21 веке острые и бескомпромиссные, и отвечать нам на них придется, иначе за нас на них будут отвечать другие, со своих позиций и со своей точки зрения. И потому, для начала поговорим о первой «опоре» оккультизма – невежестве. О готовящихся к выходу (и уже много лет выходящих) книгах по магии-мистике-оккультизму я завел разговор для того, что бы на их примере показать нескрываемую жадность и невежество как читающих, так и выпускающих, но прежде всего потому, что это самый простой пример, ибо в многотысячных сектах рериховцев-виссарионов-бловатских-хаббардов схема по сути та же, но их пример не позволит рассмотреть небольшой газетный формат статьи. Итак, о чем же будут эти многочисленные, недорогие и продающиеся на каждом углу брошурки-«путеводители»? О якобы «таинственных местах» и явлениях, происходивших и происходящих в Петербурге. Люди любят историю, загадки и тайны... Но что именно там описывается и что было на самом деле? Из книги в книгу, из уст в уста, передаются одни и те же откровенно глупые, а подчас и смешные псевдоистории. Например: описывается таинственная «Башня грифонов» на Васильевском острове, в которой «чернокнижник» доктор Пель проводил жуткие эксперименты и выращивал грифонов. Якобы все ее кирпичи пронумерованы в хаотичном порядке и несут в себе ни много ни мало- информацию о мироустройстве Вселенной. Что же есть на самом деле? В конце 19 века эта «Башня грифонов» была построена как вытяжка из лаборатории поставщика императорского двора, аптекаря Вильгельма Пеля, ученого и образованного человека, в новейшей и благоустроенной лаборатории которого провел немало опытов Дмитрий Менделеев. В самом конце 20 века художник Алексей Семенов (псевдоним – Кострома), затеял с этой вытяжкой пиар-проект, пронумеровав кирпичи и соорудив на вершине «гнездо» в котором лежало искусственное яйцо. И теперь местные жители не знают в какие инстанции уже обращаться, что бы избавиться от орущих под окнами днем и ночью «туристов»-недоучек. Или стойко живущая в неокрепших умах историю про статую Сахмет из Эрмитажа, возле которой, каждое полнолуние якобы появляется лужа крови… Как бывший офицер уголовного розыска и спецслужб, могу заверить: объект такого значения как Эрмитаж, охраняется и оснащен видеокамерами так, что если бы вдруг там и впрямь появилась нечто подобное, то уже через 15 минут возле статуи Сахмет стояли сурового вида граждане, одетые в «штатскую форму одежды», а через 20 минут каменная статуя уже давала бы чистосердечные показания не только зачем она эту лужу сделала, но и чем занималась 17 октября 325 года до Рождества Христова… К слову сказать: был в моей жизни период, когда я по поучению настоятеля, занимался восстановлением знамен Измайловского полка и большое количество времени проводил в архивах и запасниках музеев. Не удержавшись, спросил одного из консультировавших меня профессоров Эрмитажа – слышал ли он какие слухи о них распускают? На что получил ответ: «Голубчик, у нас даже коты паспорта имеют и к лоткам приучены, а уж с куском гранита и вовсе проблем не возникает…». Или вспомнить целый пласт легенд о памятниках, разбросанных по всему городу, если потереть которые, исполняться любые желания, а богатство и удача прямо реками потекут… В наш олигархично-коррумпированный век, что бы стать «богатым и удачливым» - «тереть» надо не и без того страдающие от питерских непогод памятники, а чиновников и политиков... И было бы все это так смешно, если б не было так грустно. Ночь без солнца, какой бы светлой она не была, все равно – ночь. И на смену романтическим июньским ночам приходят мрачно-беспросветные осенние ночи. Учась просить у медных и бронзовых истуканов, человек потихонечку обучается магизму. Сначала в шутку, с легкой надеждой, потом все серьезней и вдумчивей… Много ли осталось газет и журналов без рекламы «магов» и «ворожей» всех направлений и оттенков? На фотографиях эти «белые колдуны и православные ведьмы» в обилии размещают и иконы, и кресты, и даже изображение храмов, имитируя «приближенность к Церкви». И ведь не боятся добавлять в рекламу своих услуг: «по благословению…», «служащая при часовне», «православная паломница» и пр. А почему доверчивые неучи принимают эту ложь за чистую монету? Да, кто-то просто даже не заглядывал в Библию. Но еще и потому, что мы сами не говорим о своем отношении к их деятельности громко и внятно. Мы все больше замыкаемся в наших общинах, забывая завет Спасителя о необходимости проповедовать: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27). Мы же лишь вздыхаем горько о падении веры, морали и знаний. Причина того, что в смутные времена люди уклоняются в суеверия и оккультизм проста: люди боятся перемен, и, словно хомячки, стараются забить свои закрома, думая, что это обеспечит им выживание. И вот тут мы подходим ко второй опоре оккультизма: стяжательству и эгоизму. Сейчас уже – увы!- мало кто помнит, что во времена Андрея Боголюбского страна развивалась весьма динамично, строились каменные храмы и каменные города, священники активно проповедовали, международные отношения были весьма благожелательными (Фридрих Барбаросса называл Андрея Боголюбского «братом» а короли Европы и Руси мечтали создать нечто вроде прообраза современной ООН), и вдруг, в одночасье, мир словно перевернулся: убит Андрей Боголюбский, и страна словно помутилась рассудком: сосед ворует у соседа, брат грабит брата, сильный отнимает у слабого (согласитесь: как же эта картина напоминает знакомые нам «бандитские 90-е»!). И тогда на улицы вышли священники с иконами и молча(!) ходили от дома к дому, заглядывая людям в глаза… И люди вспомнили, что они не голодные животные, и даже не «ветхозаветные люди», а – нечто большее… И смута прекратилась… Главная задача христианства- из человека «ветхозаветного», стать человеком новозаветным, «облечься во Христа», как мудро советовал Апостол. Того человека, который пригодится Создателю во Граде небесном, Граде будущего. Оставаться человеком вне зависимости от происходящих на дворе событий. Оккультизм же зовет человека к прямо противоположному: выживанию любой ценой, преимущественно за счет более слабых или подачек от более сильных, а то и вовсе от сил опасных и недобрых… Оккультизм в своей сути не смешен «потиранием памятников» или обращением к псевдо-христианским ворожеям, а страшен, ибо влечет не к служению Богу и людям, а лишь своим прихотям и желаниям. «Мне, мне, дай мне одному!» – его девиз. Оккультизм побуждает в человеке видение мира глазами Емели из сказки: «По МОЕМУ хотению, по МОЕМУ велению!», тогда как христианин, понимая, что Создатель, зная прошлое и будущее, и имея любовь к человеку большую, чем даже сам к себе человек имеет, просит лишь об одном: «Да будет так, как Ты хочешь, а не так как я хочу!» (И с сожалением, надо отметить, что многие молитвы имеют под собой тот же магический подтекст «купли- продажи»: «На Тебе, Господи, свечку за 100 рублей, а мне дай мужа хорошего, жизнь столетнюю и пару миллионов в придачу…»).

А теперь немного статистики – увы! – малоприятной и дающий немало поводов для размышлений. Надо признать, что статистические данные за последние годы у нас – штука весьма условная и очень сильно разнящаяся, в зависимости от того – кто, где и с какой целью эти данные обрабатывает (а по многочисленным вопросам и вовсе отсутствующая). Но все же, хоть какое-то, пусть очень приблизительное представление мы можем иметь. И даже эти «весьма приблизительные данные» выводы влекут не радостные. В Русской Православной Церкви, согласно сведениям, приведенным на Архиерейском соборе 2013 г Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, чуть больше 30 тыс. священнослужителей (на территории России их чуть больше 20 тысяч). По самым же скромным подсчетам независимых статистических центров, на территории России действуют более 100 тысяч человек, называющих себя ворожеями, гадалками, жрецами, колдунами, шаманами пр. «волхвами». (Т.е. в этой битве уже расклад 1 к 3). Далее становится еще интереснее (и тревожнее!). Согласно опросам «Левада-центра», начиная с 90 годов, динамика религиозности неуклонно повышается. Но… в чем именно повышается? Согласно Конституции Р.Ф., Россия – светское государство, гарантирующее свободу вероисповедания. От 10 до 25 процентов (я предупреждал, что данные разных агентств сильно разняться) – «верят в Бога, но никакую конкретную религию не исповедуют». От 10 до 25 % - считают себя атеистами и в Бога не верят. От 4 до 7 % исповедуют ислам. По одному проценту набрали католики, протестанты, баптисты и пр. (Здесь не стоит забывать о том, что «один процент» только звучит несерьезно, а ведь это более миллиона очень активных, убежденных в своей правоте людей). Чуть более одного процента исповедуют «религию своих предков», поклоняясь «силам природы», чуть меньше одного процента – у буддистов и иудеев соответственно. Ну и прибавьте к этому по вполне понятным причинам не участвующих в опросах, но весьма и весьма активных членов многочисленных сект и всяческих «катакомбных церквей» (по С.-Петербургу количество этих деятелей огромно! К сожалению, мне удалось найти лишь статистику 10летней давности, потому приводить ее не стану, но уверяю вас: хорошего там мало…). К православию относят себя около половины населения страны, но…Сколько из них имеют хотя бы начальные знания о смысле христианской жизни и вероучении? Сколько человек сможет ответить на самые простые вопросы: «Что такое причастие? Раскаяние?» и т.д. И сколько из них хотя бы пытаются жить (а значит и быть) жизнью христианина? Сколько из них ходят к причастию? И тут даже самая условная статистика бьет нас больно и обидно. У атеистов разрыва между «называться» и «быть» - практически нет. У сектантов, гадалок-ворожей – тоже. В «родовых» общинах иудеев и мусульман, где дети получают знания не только от священнослужителей, но от родителей и бабушек с дедушками этот разрыв тоже не глобален. А вот в «больших городах- большое одиночество», как метко заметил один философ, и люди более воспитываются телевизором и интернетом, словно Маугли – джунглями. А что показывают эти «хранители информации» кроме «Дома-2» и «Битвы экстрасенсов»? Много ли там фильмов, книг, сказок на православные темы, способных увлечь и заинтересовать? И кто виноват, что их там нет? Зато оккультной литературы – в избытке. Казалось бы 21 век – время открытой информации, невероятного технического прогресса, огромных возможностей для получения знаний, но… В моде ответы на вопросы «какую статую потереть, что б мечта сбылась» … И уже даже простой здравый смысл не вступает в противоречие с этими оккультными суевериями. (Тут вспоминается один интересный пример проверки суеверий здравым смыслом и юмором. В середине 80 началось и в 90-ые буйным цветом разрасталось повальное увлечение всяческими «оккультными практиками», в связи с чем Президент Академии Наук СССР А. Александров вспоминал: «В 1916 году, когда ситуация в стране была схожей, и мои сестры увлеклись спиритизмом, мой отец, обращаясь к нам, сказал: - Я еще могу поверить, что вы каким-то образом вызвали дух Льва Толстого или Антона Чехова, но что б они, с вами, дурами, по два часа разговаривали – в это я не поверю никогда!»). Нет ничего плохого в том, что человек интересуется таинственным и загадочным. Это даже хорошо! Это признак того, что он чувствует, догадывается, предполагает, что наш мир устроен совсем не так, как пытаются уверить нас атеисты и богоборцы. Все христианство пронизано Необычайным и Удивительным… Плохо то, что мы, христиане так мало и так тихо рассказываем об этом, отдавая эту «трибуну» другим. Что бы не заинтересовать людей Великими Тайнами и Чудесами нашего мира, это, доложу я вам, надо очень постараться! (Я говорю сейчас не о «побочных эффектах» в виде всякого рода «мироточений» и прочих «явлений». Я говорю о Таинствах Церкви, о Божием Замысле в отношении человека, о великой истории общения Бога и человека, о ежеминутном, ежесекундном присутствии Создателя во всех аспектах нашей жизни и незримой войне за нас, о том, что Сам Творец стал Человеком 2 тысячи лет назад, о сотворении мира и еще о тысячах вещей, которые куда занимательнее и поразительнее всяких «битв ведьм с шаманами» и поддельных «башнях грифонов»). Кстати, о «ведьмах и шаманах». Ну неужели так сложно напомнить миллионам малодушных и суеверных (ох уж эта въевшаяся в умы сажа оккультизма о черных кошках, сглазах и приворотах!), замечательную в своей мудрости повесть о Киприане и Иустинии?! Там ведь дан простой и точный ответ: да, вся эта нечисть в нашей жизни присутствует, но… Она просто-напросто НЕ РАБОТАЕТ в пространстве христианской молитвы! Какая там «черная кошка», если с тобой Сам Творец Вселенной?! Какие там «места, где находились языческие капища с отрицательной энергией», описываемые многочисленными «путеводителями» и «экскурсоводами по мистическим местам Петербурга», когда городукрашен великолепными церквами и соборами, рядом с которыми вся эта «оккультятина» существует лишь в воображении малодушных и суеверных? Со всех экранов, со всех полок книжных магазинов льется мрак оккультизма, пытаясь привлечь псевдо-романтикой, таинственностью и обещанием личной выгоды. А мы лишь брезгливо отворачиваемся от этой проблемы… А ведь только христианство – тот свет, который способен разогнать этот мрак. И для науки, и для атеизма, по вполне понятным причинам, эта задача – непосильная!

Жаль что небольшой формат газетной статьи не позволяет рассмотреть эти проблемы глубже и обширнее, но в одном я уверен твердо: если мы, слыша многократно усиливающиеся в последнее время звучание оккультизма промолчим, то станем пассивными соучастниками нарастающей вакханалии, а «белые ночи оккультной романтики» плавно перейдут в беспросветный мрак безверия или мракобесия, как это бывало уже не раз…