Начнем с того, что я никогда не работала на предприятиях, в которых применяли бы какие-то методологии, кроме: «Я главный! Я сказал – вы делаете.» Не хочется становиться «экспертом», просто читая чужие статьи, и я придумала способ рассказать о гибких методологиях так, чтобы стало понятно каждому. Возможно, ты даже захочешь применить это в своей жизни, улучшить её качество, и стать немного счастливее)
В качестве примера возьмём подготовку к Новому году.
Привычная картина: все хотят успеть всё до Нового года, устают, раздражаются, когда что-то идет не по плану, и злятся на всех тех, кто тоже хочет успеть все к часу «икс».
Допустим, ты перфекционистка и тебе важно успеть сделать идеально следующее:
- украсить дом, ёлку, себя, мужа, детей, стол и все блюда на нем без исключения
- приготовить салат, заливное, первое на первое число и второе – на второе, тарталетки и канапе, легкий десерт, вкусный десерт и десерт для детей, разбавить всё это двумя-тремя основными блюдами и непременно охладить шампанское, предварительно не забыв его купить
- придумать, найти, упаковать и подготовить для всех: подарки, весёлые конкурсы и новогоднюю программу
- постараться при этом никого не убить и выжить самой
Список может быть дополнен, исходя из предпочтений и амбиций автора, но никак не сокращён. В этом случае я советую просто выдохнуть и воспользоваться тем, что современные компании давно и успешно применяют в своей работе.
Итак, Agile! Википедия говорит, что Эджайл “Применяется как эффективная практика организации труда небольших групп (которые делают однородную творческую работу) в объединении с управлением ими комбинированным (либеральным и демократическим) методом.” Как раз то, что нам нужно для организации Нового года!
Самое важное в Agile-философии – это набор ценностей, отражённый в Agile-манифесте. К ним и обратимся:
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. В самом простом случае это означает: расслабьтесь – никто не вспомнит про заливное, если вы все вместе будете весело встречать салют и деда мороза, вместо того, чтобы стоять на кухне, дорезая сложносочинённый салат, попутно пытаясь вскрыть заклинившую суперсовременную духовку.
Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Лучше весело и задорно праздновать с несколькими наспех приготовленными закусками, чем сидеть за пустым столом, вдумчиво разглядывая идеальную технологическую карту праздничного ужина, на воплощение в жизнь которого просто не хватило времени. Ну или попробуйте просто перенести всё действо в ближайшее кафе.
Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Если внезапно 31 декабря ваши гости вспомнили, что никак не могут отмечать без оливье – пусть будет оливье, в конце концов, это бренд Нового года. Даже если изначально вы договаривались о высокой кухне Канарских островов и молекулярных десертах. Поверьте, ваши друзья вам будут искренне признательны, вы сэкономите кучу нервов и сохраните всем прекрасное расположение духа.
Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Что может быть лучше веселого и неожиданного квеста по поиску шампанского в Новогодний вечер, вместо пустых переживаний о старом школьном друге, который поклялся принести с собой ящик трофейного Dom Perignon, но просто исчез с радаров в самый ответственный момент.
Ну и хватит пока философии, тем более, что на ней весь Agile и заканчивается. Дальше только конкретные методологии.
Kanban
Метод управления работами, который помогает визуализировать рабочий процесс, ограничить количество незавершенных работ (WIP) и максимально повысить эффективность. Всё, что надо для kanban – доска и карточки. Каждая kanban-карточка представляет собой отдельную рабочую задачу, проходящую по различным стадиям выполнения, которые представлены на физической или виртуальной доске. Стадии выполнения – это простые колонки на доске, определённые, например, так: «придумать», «купить», «сделать» и «готово».
«Что дает это нам?» – спросишь ты. Просто на этапе переговоров о том, где, с кем и в чём встречать Новый год; что есть, пить, дарить, кого и как развлекать, создайте такую доску, и подключите к ней всех: маму, мужа, подруг и их мужей, всех детей и котов с собаками. Часть задач отвалится сама (в прямом смысле: отклеятся от доски и залетят под холодильник), остальные, если грамотно мотивировать «команду», разберут дети, подруги и их мужья. Очень может статься, что теперь подарок для мужа уже не твоя проблема – «Таня и Катя, ваши дочки отлично справятся», а Валера давно хотел подарить другу спиннинг. Тебе останется только вовремя заметить как карточка «Подарок мужу» переместится из «придумать» в «купить», а потом в «сделать». «Сделать» – это твоя часть работы, она будет означать «спрятать до Нового года». Прячешь – и гордо переклеиваешь стикер в колонку «Готово».
Scrum
Методологию Scrum чаще всего применяют команды разработчиков приложений, но принципы и опыт ее использования можно применить к командной работе любого рода. Участники команды Scrum проводят собрания, используют специальные инструменты и принимают на себя особые роли, чтобы организовать работу и управлять ей.
Здесь даже объяснять нечего. Сначала собираешь кросс-функциональную команду, в смысле, чтобы команда могла сделать вообще всё, что угодно без посторонней помощи. Распределяешь роли: говоришь всем, что ты Product owner, потому что знаешь, как всё должно быть, лучшую подругу назначаешь Scrum-master'ом, потому что она ответственная, внимательная, заботливая и не даст всем друг друга поубивать в процессе подготовки, а ещё будет следить, чтобы всё делалось и никто не умер от голода. Остальные – команда разработки. Главное – каждый день проводить короткое собрание, чтобы точно знать как идут дела и кто чем сегодня собирается заниматься. В результате, встречаешь Новый год со всем вышеперечисленным важным: мужем, салатами, устроенным детьми концертом (но не истерикой), друзьями, подарками, при макияже и в ослепительном новом платье (потому что какая ты менеджер без нового платья?!).
Lean
Lean – это философия бережливого мышления. Подход, который позволяет экономить ресурсы и получать лучший результат. Цель Lean – создавать ценность, сокращая расходы на ее производство.
Здесь важно просто заранее продумывать что и за чем стоит делать, чего делать не стоит вовсе и как можно совмещать процессы. Ты точно знаешь, как успеть помыть голову, пока в духовке запекается праздничная курица.
Правильная логистика и здравый смысл при подготовке Нового года освобождает от 2 до 5 часов личного времени, которое с удовольствием и немалой пользой можно провести в салоне красоты.
Ну а если подключить все имеющиеся управленческие навыки и знание методологий, заранее распределив роли и определив зоны ответственности всех участников, то можно здорово сэкономить (да, денег, времени и нервов), отлично провести время, остаться лёгкой, весёлой, активной и жизнерадостной в Новогоднюю ночь!
Всем – гибких методологий!