Найти тему
Чайхона

Бесы в политике

архив. Для иллюстрации
архив. Для иллюстрации

Если вы не любите классическую литературу и политика вызывает скуку, то скорее всего, и эта публикация не вызовет интереса.

Но я все же попытаюсь побороться за ваше драгоценное внимание.

Речь пойдет о романе Федора Достоевского «Бесы». Не смотря на такое мистификационное название, роман этот не мистический, а политический. Федор Михайлович, как известно, был большой шутник. Захотел написать детскую сказку, а вышло «преступление и наказание». Так и здесь: решился высказать несколько важных мыслей, пусть даже и в виде памфлета, а вышел политический роман.

Достоевский всегда любил читать СМИ. Делал регулярно из газет выписки, думал, анализировал, делал выводы. Россия той поры, претерпевала сильные изменения. Стоит вспомнить тот факт, что отмена крепостного права была в 1861 году, а роман был издан спустя десятилетие в 1871. В обществе, на поверхности был «женский вопрос» (равноправие между полами), большие экономические перемены в стране, национальный вопрос. Россия должна была преодолеть множество разного рода кризисов, чтобы выйти на стагнацию. И как мы знаем из истории, случилось это очень не скоро…

Крепостное право ведь тоже было отменено не на пустом месте, были у голубой крови свои «перегибы» (наиболее известное – «дело Салтычихи»). И стали тут и там, появляться люди новой формации. Они отвергали старые устои, были атеистических взглядов, предлагали радикальные методы для устроения новой жизни в России. Это о них Достоевский писал.

Взял главного персонажа - Николая Ставрогина, сына не бедной дамочки, нашпиговал его, как пекинскую утку политическими взглядами, способностью к умственной деятельности и поступкам радикальным, шокирующим общество. Но Ставрогин не типичный мажор. Он служит, трудится, хотя и не ради денег. Он многим пресыщен. До такого состояния, что в душе его возникает апатия, которая сжирает его душу, доводя до состояния «я все могу! Я сам себе хозяин».

Мама Ставрогина – Варвара Петровна, женщина влиятельная, властная, требовательная. Сыночка своего обожает до умопомрачения. Но она с ним не сюсюкается, а даже и побаивается этого холодного, бесстрастного, умного человека. В тот период времени, насколько мы можем судить по произведениям литературы, любовь было роскошью. И зачастую, для людей богатых, для «голубой крови», не позволительной. Как в известной песне Аллы Пугачевой:

«И судьбы всей земли,

Вершат они порой,

Но что ни говори

Жениться по любви

Не может ни один король…»

С юности сосватанные, выданные замуж они жили «с кем придется» делая вид, что между ними есть любовь или, что они счастливы.

Так было и у Ставрогиной. Всю силу своей нерастраченной любви она отдала сыну. Но боясь избаловать или еще по каким-то причинам, сказать: «сынок, я тебя люблю и очень тобой горжусь» не могла. Возможно, именно отсюда и идет посыл к вседозволенности, пресыщению Николая.

На попечении, полном пансионе, в доме Ставрогиной жил ее друг Степан Верховенский, бывший учитель Николая Ставрогина. Автор непрозрачно намекает на лямур-тужур между Верховенским-старшим и Ставрогиной, но эти два персонажа, вместо того, чтобы объясниться и далее зажить в одном гнезде и в одной кровати, предпочитают выдерживать тон, правила и выносить десятилетиями друг другу мозг.

Степан Трофимович имеет большую претензию на литературную гениальность, политическую. Типа, когда-то в молодости «на одну минуточку» стоял в одном ряду с Белинским, Герценом, а теперь… «вай дод, правительство меня не любит. Вокруг воrы и коrrупционеrы, где моя школота…» (он мне напоминает, известного ныне персонажа Леху, который пилит и пилит ролики в ютьюбе и на всех углах кричит, что он так нужен власти… что власть его боится и потому, призывает всех куда-то придти… не удержалась, простите. А что, имею права на свое ИМХО).

У Верховенского был сын Петр, двадцатисемилетний адепт Николая Ставрогина. Да-да, у Николаши собрался целый кружок поклонников. Вот они и хотели жить по-новому. В какой-то степени, этот кружок прообраз первых социалистов. Но только не имеющий пока еще трудов Маркса, Энгельса, расписанных на бумаге планов Ленина и реализующих их, Джугашвили. Это тот случай, когда прямо можно сказать: «Сталина на них не хватает». Не с тем, чтобы под ноль низвести, а с тем, что идеи их зажили в делах.

Ставрогин идеолог. Но ему не нужна слава и почет. Он играет своей жизнью, даже тайно женится на сумасшедшей девушке (сей факт собирается объявить обществу во всеуслышание), играет чужими жизнями. Но поскольку Ставрогин центровая фигура в политическом, бесовском кружке, то за его внимание, его же последователи борются. За спиной Ставрогина создаются интриги и даже «мокруха» (убираются фигуры, которые по мнению членов кружка, мешают Ставрогину мыслить масштабно, на благо России. Все, дескать, для тебя, голубчик).

Если вы никогда не читали роман, но вам интересна история, психология общества, то это книга обогатит ваш внутренний мир. В уста некоторых героев (например, Шатова) Достоевский вкладывает свои мысли, но он и замечательно создает оппонентов, отражая их взгляд на жизнь, их социальные устои, их возможности и желания «переступить черту».

Сюжет у Достоевского есть, но к нему надо идти за размышлениями, а не развлечениями.

Несколько лет назад, когда случилась ситуация с девками-пуськами задирающими ноги в храме, я увидела в этом прямую отсылку на историю с Верой Засулич. Если забыли, напомню: в 1877 году, градоначальник Санкт-Петербурга издал приказ о прилюдной порке народовольца Боголюбова. Засулич пришла в кабинет градоначальника и выстрелила в генерала. Ее судили, поднялась страшная шумиха вокруг этого дела. Примечательно и очень интересная речь ее адвоката Бурэ (пишу по памяти, могу фамилию адвоката исказить). В ней примерно такой же посыл, какой воспроизвел в романе «Идиот» Достоевский (сцена, когда к князю Мышкину пришла толпа молодых людей, требовать от него части, а то и всего наследства. В той сцене, устами генеральши Епанчиной, Достоевский выразил противоположную точку зрения, то есть, взгляд на мир людей старой формации). Так было и в деле Засулич. Судья, иностранный СМИ тут же подключились, стали Засулич защищать, Меркель ездила к Путину, Обама обращался, CNN едва ли не в прямом эфире транслировал.

Засулич оправдали. Это она потом, работала в газете «Искра» и, кстати, в публикациях, позже, Сталин весьма не лестно упоминал ее.

Почему вдруг, я вспомнила о Засулич? обратите внимание на даты: роман был издан в 1871 году, а дело с Засулич в 1877. Пусть даже это громкое дело не случилось на момент написания романа, но то, что общество бурлило, что вмешивались активно иностранцы, что требовали оправдать ее действия это все не одномоментный процесс. Он длился десятилетиями.

И вот об этих людях, их взглядах на жизнь, их действиях, их правде и написан роман «Бесы». Если не читали и станете читать, ищите вариант издания с тринадцатой главой («У Тихона»). Дело в том, что роман издавался и без этой главы и в этом издании, в нумерации нет вообще 13 главы. Холодящая душу исповедь Николая Ставрогина. Ничего более ужасающего, лично я, в своей жизни не читала. Никакой Стивен Кинг и рядом не стоял с этим змеиным хладнокровием, с этим душевным мраком…

По большей степени, этой главой, Достоевский и обыгрывает тему бесовщины.

От всей души рекомендую прочесть вдумчиво роман. Он ведь о нас, о нашем обществе и нашей истории. О бесах в наших душах и о бесах в политике. И отсылка к Засулич была неспроста. Иногда, чтобы понять, куда и как идти вперед, нужно оглянуться назад. И тогда, многое станет понятно в сегодняшнем дне

Всех вам благ!