26-го июня Мещанский районный суд приговорил режиссера Кирилла Серебренникова к тем годам заключения. Условно. За мошенничество и хищение почти 129 миллионов рублей. И уже этот факт дает пищу для размышлений. Но давайте продвинемся чуть дальше и проведем, так сказать, около-философское исследование.
Имя Кирилла Серебренникова плотно связано с так называемым Гоголь-центном. Когда-то это был Московский Драматический театр имени Н. В. Гоголя. Теперь же это туманный, но зато обладающий стильным, модным, космополитическим логотипом центр. Очевидно по этой причине, первое, что появляется при посещении сайта совсем не афиша и не репертуарный план. Первое, что предлагается посетителю сайта - «мерч Гоголь-центра». Так сказать буквальное воплощение максимы Станиславского «Театр начинается с вешалки».
Представлены модные худи с принтами «Свобода». Реализуется свобода по таксе в пять тысяч рублей.
Когда-то театр считался храмом искусства. И говорят, что еще раньше был человек, изгнавший торговцев из храма. Говорят, он был Богом. Сегодняшние Творцы сами приводят торговцев в храм. Капитализм, счастье, свобода по пять тысяч.
Ни для кого не секрет, что наши Художники зарабатывают во время производства. Кассовые сборы являются прибавкой к пенсии. В деле Серебренникова фигурирует сумма свыше 214-ти миллионов рублей, выделенная Министерством культуры в 2011-2014гг на реализацию проЭкта «Платформа».
Википедия сообщает, что творчество Серебренникова расценивается экспертами как элитарное. То есть направленное на узкую группку эстетствующих, тонко чувствующих, морально свободных и прочих господ. И немедленно вспоминаются вопли творческой элиты (впрочем, довольно справедливые), что нужно строить больше школ и больниц, обеспечивать пенсионеров и ветеранов. При этом творцы не стесняются брать у государства деньги, то бишь 214 миллионов народных средств на постановочки о мытарствах «Голой пионерки» для узкой групы элитных зрителей.
При этом режиссер явно в оппозиции к власти, но не стесняется брать у этой власти деньги на свои экзерсисы. И конечно, между делом не забывает творец на взятые у государства деньги превратить театральные подмостки в трибуну для политических заявлений. Такая вот жертва на алтарь искусства. А то, что впоследствии с эмблемой «При поддержке Министерства Культуры Российской Федерации» появляются произведения сомнительного качества и содержания, художникам плевать. Не дорос еще плебс до их искусства.
Интересно, что любое поползновение узнать, чем занимается художник на государственные деньги немедленно расценивается как цензура. Обратимся к примеру цитадели демократии и свободы - Соединенным Штатам. Продюсер финансирует производство и пристально следит за фортелями художника. Можно по пальцам одной руки пересчитать голливудских кинорежиссеров, обладающих правом окончательного монтажа. В нашем случае продюсером выступает государство, но творцы постоянно кричат о цензуре.
По мнению Серебренникова, государство обязано выделять деньги на искусство. И отчасти, это правда. Государство должно выделять деньги на искусство, для гармоничного культурного развития граждан. А «мерч Гололь-центра» по пять тысяч рублей, и «элитарные постановки» не находящие отклика у рядового зрителя вряд ли имеет отношение к просвещению.
И сколько их, художников, берущих у государства тридцать серебренников и выступающих одновременно в роли творца и Иуды…