Досократники: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит и др.
Все произошло: Фалес из воды, Анаксимандр из беспредельного, Анаксимен из воздуха, Пифагор из числа, Гераклит из огня и далее перечисление «начал» некоторых других досократников: Парменид - огонь и земля, Эмпедокл – огонь, воздух, земля и вода, Левкипп и Демокрит- атомы и пустота….
Число явно выбивается из ряда. Сам Пифагор нигде не изложил столь странную идею о «выведении всего мира из числа». Частично следы этой идеи можно найти у одного из первых пифагорейцев*, которого величали «Филолай»: «…Все познаваемое, конечно же, имеет число. Ведь без него невозможно ничего ни помыслить, ни познать... Если все вещи будут безграничны, то вовсе не будет ничего познаваемого». Но слов «всё есть число» нет ни у одного из пифагорейцев. Впервые они появились у Аристотеля.
То есть, мы «знаем» об этой идеи Пифагора «со слов» Аристотеля, который отличался склонностью интерпретировать информацию под нужным ему углом. Аристотель подходил к доктринам своих предшественников прежде всего с точки зрения собственной философии. Известно, что даже своему учителю Платону, он иногда приписывал такие взгляды, которые не только отсутствовали, но и были противоположны взглядам Платона. Ученые далеки от утверждения, что Аристотель систематически искажал и попросту не понимал учений досократников. Но также они далеки от утверждения, что устами Аристотеля везде глаголет истина.
Времена меняются, сущность остается. Изучая информацию, наверное, не стоит впадать ни в одну из крайностей: ложь – истина. Возможно, то, что соответствует действительности- где-то посередине? Вот только бы правдой для нас не становилось то, что нам удобно или совпадает с нашими интересами.
*Л.Я.Жмудь «Пифагор и его школа», Ленинград, Наука, 1990.