Ключевой момент: китайцы могли бы использовать Су-57 для улучшения своей собственной конструкции J-20.
Официально разрешив Су-57 к экспорту в начале этого месяца, Россия готова передать свой истребитель пятого поколения Китаю.
Выступая на авиационно-космической и морской выставке LIMA-2019, официальный представитель Ростеха Виктор Кладов заглянул в будущее китайско-российской торговли оружием: "Китай недавно принял поставку 24 самолетов Су-35, и в ближайшие два года [Китай] примет решение либо закупить дополнительные Су-35, построить Су-35 внутри Китая, либо купить истребитель пятого поколения. Это может стать еще одной возможностью для Су-57е."
Пока неясно, чем экспортный вариант “Су-57е " отличается от базовой конструкции Су-57; эти ответы могут быть получены на авиасалоне в Дубае в этом году, намекнул кладов.
Поскольку Су-57 поступает в серийное производство с первым агрегатом, который должен быть поставлен в конце этого года, Рособоронэкспорт—государственное экспортное агентство России—начал длительный и сложный процесс согласования контрактов с крупными потенциальными клиентами.
На первый взгляд, "Рособоронэкспорту" действительно кажется несколько преждевременным так рано выводить Су-57 на экспортные рынки. Однако такой подход не лишен своих преимуществ. Во-первых, ранний, громкий контракт с промышленным гигантом, таким как Пекин, будет иметь положительные побочные эффекты в создании интереса рынка со стороны других импортеров. Перспективная покупка Китая уже вызывает волну в индийских оборонных комментариях, хотя будет ли это согревать Нью-Дели к Су-57, еще предстоит выяснить. Кроме того, это подтвердило бы здоровье и жизнеспособность набирающих силу китайско-российских отношений в области безопасности.
Во-вторых, крайне важно понимать, что российский военно-промышленный комплекс играет с Су-57 в долгосрочную игру развития. Цель состоит не в том, чтобы выставить многочисленные эскадрильи Су-57 или широко распространить Су-57 по всем Воздушно-Космическим силам России, по крайней мере, не в ближайшее время. Скорее, российская стратегия заключается в том, чтобы создать Су-57 в качестве финансово платежеспособной платформы, которая будет постепенно отказываться от старых самолетов, чтобы стать основным российским истребителем превосходства в воздухе в ближайшие десятилетия. Экспортная ориентация имеет решающее значение для этого плана, поскольку выручка от контрактов на Су-57 будет реинвестирована для дальнейшего расширения производственных, снабженческих и логистических цепочек Су-57.
Предполагаемая выгода с российской стороны очевидна, но именно китайская половина сделки требует более детального анализа. В конце концов, Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии (НОАК) в настоящее время разрабатывают свой собственный истребитель-невидимку пятого поколения J-20. Можно было бы утверждать, хотя и не очень убедительно, что J-20 и Су-57 могут сосуществовать в одних и тех же ВВС, поскольку они выполняют принципиально разные оперативные функции. Как метко описывает Дэвид Экс из National Interest, J-20 - это " быстро летающая, проникающая в оборону ракетная платформа."То есть, предполагаемая роль J-20 состоит в том, чтобы проскользнуть глубоко мимо сложных средств ПВО, чтобы нацелиться на критическую инфраструктуру или наземные подразделения. Это совершенно другая философия дизайна, чем Су-57, платформа превосходства в воздухе, которая торгует определенными функциями скрытности и наземной атаки для беспрецедентного потенциала воздушного боя. Тем не менее, оборонные аналитики справедливо скептически относятся к тому, что ВВС США заинтересованы в сохранении регулярной боевой эскадрильи Су-57.
Более вероятная гипотеза, которую недавно выдвинул китайский авиаконструктор Ван Юнцин в интервью китайскому изданию Global Times, заключается в том, что китайцы заинтересованы в Су-57 для целей обучения и НИОКР. Глубокое погружение в конструкцию Су-57-особенно если они получат его с долгожданным двигателем второй ступени Izdeliye 30-могло бы дать китайским аэрокосмическим инженерам понимание путей улучшения конструкции или производственного процесса J-20.