Из серии - "Что это такое?".
Эта статья не для специалистов, они и так всё это знают. Эта статья для широкого круга читателей, далёких от моря, но интересующихся. Поэтому относитесь к статье, как к познавательному материалу, а не как полной энциклопедической статье.
Нередко в средствах массовой информации, в статьях, или ещё каких других материалах, посвящённых тематике судоходства, мелькают такие термины, как "панамакс", "суэцмакс" и другие "максы" и "сайзы". Из недавнего - спуск на воду танкера класса афрамакс на заводе "Звезда" в Большом Камне. Что это за "афрамакс", большинству журналистов и авторов статей, не известно. Но слово красивое, и они тулят его куда ни попадя.
Вот давайте и разберёмся, что это такое, все эти "максы" да "сайзы", и где это применяется.
Морские суда делятся на типы по своей специализации. Танкеры перевозят жидкие грузы, контейнеровозы перевозят контейнеры, и, так далее. Специальность судна и даёт название - все эти танкеры, балкеры, ролкеры, прочие.
Но внутри своего типа, суда имеют ещё одно деление на классы, по размерам.
Не надо перечислять длину, ширину, осадку парохода, достаточно сказать, что это судно класса "панамакс", а вот это судно уже класса "неопанамакс". И всё становится понятным. Нет, конечно же, если уж совсем интересуют детали, то можно и совсем подробно. А вот в общем, достаточно и класса. Просто надо помнить, что размерный класс может быть и общим для нескольких типов судов, а в некоторых случаях применять его можно только к одному типу судов.
Что же означает окончание "макс" в названии класса судна? Это максимальный размер парохода который может пройти через какой-либо канал или узкость.
И начнём с "Панамаксов". Их трое, в этом классе - "панамакс", "неопанамакс", и "пост-панамакс".
"Панамакс"( panamax). Длина, ширина, осадка этих судов ограничена шлюзами Панамского канала. Максимальная длина "панамакса" - 289,56 м. Но есть исключения для контейнеровозов и баржевых составов. Контейнеровозы и пассажирские суда могут иметь длину в 294,13 м.
Ширина - 32, 31 м.
Осадка - максимально допустимая осадка - 12,04 м. Причём, надо учитывать, что эту осадку надо применять для пресной воды, потому, что часть транзита через Панамский канал проходит по пресноводному озеру Гатун. Администрация Панамского канала вправе требовать от транзитных судов уменьшение осадки. Это связано с тем, что в засушливые годы озеро мелеет. И, да, это требование не вот так, "прямо сегодня чтобы было", извещение о требовании выходит за три недели до ввода в действие, поэтому у судовладельцев есть время определиться с загрузкой судна.
Но есть в Панамском канале ограничение и по высоте судна от ватерлинии. Она не должна превышать 57, 91 м. Мост Америка накладывает это ограничение.
И, хотя дедвейт "панамаксов"составляет 65 000 - 80 000 тонн, обычно максимальный загрузка составит всего 52 000 тонн. Осадка, осадка... Контейнеровозы класса "панамакс" обычно вмещают 5 000 TEU (двадцатифутовые контейнеры).
"Неопанамакс"(neopanamax или new panamax). После ввода в строй новых шлюзов Панамского канала, в 2016 году,
допустимый максимальный размер судов, могущих совершить транзит через канал, значительно увеличился.
Теперь максимальная длина судна составляет 366 м, ширина - 49 м ( с 01.06. 2018 г - 51, 25 м). Ну, а дедвейт транзит судов теперь доходит до 120 000 тонн. Ну, и в класс "неопанамаксов" попадают контейнеровозы вместимостью до 14 000 TEU.
"Пост-панамакс"( post-panamax). А здесь вообще, всё просто. В этот класс попали все суда, которые раньше превышали размер "панамакс", и не могли совершить транзит по каналу. Теперь же, они могут пройти из Тихого в Атлантику, или обратно, по новым шлюзам.
Кстати, новый класс "неопанамаксов" ещё и дал толчок к модернизации портов восточного побережья США. Пришлось увеличивать высоту мостов, углублять гавани, оснащать новой погрузочной техникой причальные линии.
Так обстоит дело с "панамаксами. Термины "панамакс", "неопанамакс", и "постпанамакс" применимы ко всем типам судов. Но чаще всего их применяют к контейнеровозам.
Есть ещё и "суэцмаксы", "малаккамаксы", "балтикмаксы". Но о них в следующих статьях.
P.S. В статье не рассматриваются правила и особенности транзита в Панамском канале. Здесь просто о классе судов.
P.P.S. Про "пароходы". Про это я уже писал, и повторяться не буду.