Почему нельзя извиняться, но следует благодарить? Есть немалая категория людей, которые просят прощения у всех направо и налево, за что не понятно, ведь просьба о прощении предполагает собой вину ("извините, вас здесь не стояло" - как тебе такое, Илон Маск😁) и не меньшая категория людей, которым очень важно заставлять окружающих перманентно чувствовать себя виноватыми - эти люди постоянно делают замечания личного характера. Кстати, в соцсетях именно они сразу переходят на личность, используя это как последний аргумент своей точки зрения: "да у тебя и такого-то нет", "ты диванный эксперт" и проч.
Последняя категория очень любит употреблять слово "хам", хотя по сути, сам факт обсуждения параметров личности вне темы диалога и есть хамство. Но они об этом не знают😁. Вообще, хамство - очень любопытный и "модный" феномен, и мы разберём его природу в ближайшее время.
Тем временем идём дальше, так сказать расширим тему вглубь: "извините, я не хотел отрезать вам ногу бензопилой" или "простите, но не я отдам долг в этом месяце как обещал". Какого ответа можно ожидать? "Да, конечно, не стоит беспокойства, это мелочи, главное чтобы вы не чувствовали себя виноватым"? Звучит абсурдно, не правда ли?🙃
"Ты утрируешь" - скажет справедливый читатель, - "Извиниться или попросить прощения - это признак хорошего воспитания!". Ооо-о! Воспитание. Это целая тема для отдельного материала. А сейчас посмотрите замечательный фильм "Забавные игры" (2007) первые 40 минут, сделайте паузу и скажите, эти милые и опрятные молодые люди действительно хорошо воспитаны? Ведь они всё время извиняются. А потом досмотрите фильм до конца и сделайте окончательный вывод. Приятного просмотра!
Теперь рассмотрим ситуацию с позиции НЛП. Как мы уже выяснили ранее, сознание, точнее сознания, в процессе мышления используют образы, ибо слово, само по себе, лишь переносчик информации. Так вот, когда входящая информация (слово "извините") не находит в "файловой системе мозга" соответствующего ей образа вины субъекта , то есть мы не можем понять в чём именно перед нами виноват собеседник, возникает своего рода когнитивный диссонанс, и мы чувствуем основанный на этом дискомфорт. Всё происходит мгновенно, без участия сознания высшего уровня (которое я называю "мгновенная воля"), в большинстве случаев, воля просто пропускает это слово без реакции или выдаёт автоматическое: "не за что". Кстати, последнее позволяет отчасти снять то самое собственное чувство внутреннего дискомфорта, когда у тебя просят прощения непонятно за что. Более того, одно дело если это мимолётный собеседник в трамвае - никаких последствий, а другое тот, с кем разговор ведётся длительное время. В этом случае, особенно при повторении слова "извините", дискомфорт будет нарастать, и сознание высшего уровня будет получать всё более отчетливую обратную связь на прекращение общения или установление дистанции. Ни о каком доверии или уважении в этом случае речь даже не идёт. Человек становится неприятен. Таким образ и сохранится.
Однако есть способ избежать подобного впечатления - употреблять слово "извините" строго к месту, или указав причину (вину), Для примера сравните две фразы: "извините, как пройти в библиотеку?" и "извини что отвлекаю, подскажи пожалуйста как пройти в библиотеку?". Только не коем случае не употребляйте, а лучше совсем забудьте слово "извиняюсь", мало того что это логический абсурд в данном контексте, но и полностью перечеркнёт все попытки показаться вежливым и воспитанным. Надеюсь данное утверждение нет нужды аргументировать.
Вместе с тем есть люди, которые напротив стараются делать так, чтобы перед ними извинялись как можно чаще, по поводу и без. Это одна из разновидностей манипуляции.
Вопреки расхожему заблуждению, манипулируют абсолютно все мыслящие существа. Каждый раз вступая в разговор (не важно с кем) мы пытаемся манипулировать: изменить мнение или поведение собеседника, ранее уже приводил пример - как минимум хотим чтобы нас выслушали.
А вот манипулируют коты, пытаются изменить мнение противника - показаться друг другу страшнее и сильнее чем есть на самом деле,
Суть манипуляции с извинениями та же что и у котов - заставить собеседника почувствовать себя неполноценным по сравнению с манипулятором, а зачастую так пытаются банально самоутвердиться (противостояние пушистых ведь не всегда оканчивается дракой). Такие манипуляторы в интернете оставляют гневные комментарии по поводу не там поставленной буквы или недостоверности фрагмента кинофильма, тем самым наверное пытаясь так поднять самооценку, а в жизни цепляются к несущественным, порой даже не существующим мелочам. Просто для собственного удовольствия. Причем именно они больше всех стараются сохранить дистанцию, обращаясь на "вы".
Сравните две фразы:
"У вас в отчёте ошибка, здесь неверно пронумерованы страницы, почему так получилось?" - ожидание извинения, дальше обычно следует переход на личность: "Неужели нельзя быть внимательней?" - ожидание оправдания (фактически закрепление результата);
"У тебя в отчете неверно пронумерованы страницы, исправь пожалуйста" (вот это "пожалуйста" о многом говорит, в том числе о воспитании, мы к этому вернёмся в одной из следующих статей).
Обычно в таких ситуациях люди начинают ещё и оправдываться, что повышает дискомфорт и чувство собственной неполноценности, манипулятор же в этот момент чувствует "несказанное" удовольствие😃 Которое он захочет повторить снова и снова.
Надо оно или нет, извиняться, оправдываться или нет - решать вам. Я лишь описал результаты негативных процессов, возникающих в сознании собеседников, при употреблении слов не к месту.
Вернёмся к одному из предыдущих примеров, вновь сравните на слух две фразы:
"простите, но не я отдам долг в этом месяце как обещал" ;
"вот твои деньги, извини что задержал с возвратом долга".
Сам смысл слова "извините" и цель его произношения заключается в стремлении уничтожить свой негативный образ в голове собеседника, во всех иных случаях результат будет противоположным.
Обратный процесс, то есть позитивную реакцию вызывает благодарность (и лучше в конверте🙃). Если человек что-то сделал для вас, пусть даже сущую мелочь, не забудьте поблагодарить, и ваш образ в его голове останется позитивным (пусть будет, нам бесплатно, а людям приятно). Следует упомянуть, что слово "спасибо" тоже может оказаться не к месту в силу некоторых особенностей, если не можете управлять своим поведением применительно к каждой конкретной ситуации (обладаете только одним сознанием высшего уровня), лучше бы приучить себя к слову "благодарю".
И ещё кое-что. Огульное употребление слова "извините"не имеет ничего общего с признанием своих ошибок. Признание ошибок самостоятельно, а тем более публично, тоже является знаком правильного воспитания и очень положительно влияет на ваш образ в сознании собеседника. А это, в свою очередь, путь к доверию. Все люди ошибаются, тем не менее задумайтесь, когда вы крайний раз произносили (хотя бы внутренне): "Я ошибся"? Гораздо чаще мы пытаемся запутать концы и спрятать их в воду, не так ли?🙃