Малоизвестным фактом в истории российской армии являются многочисленные факты дезертирства. Практически из всех частей на окраинах империи происходили массовые и одиночные побеги.
Одними из таких беглецов были например русские солдаты, которые служили отдельным отрядом у мятежного казахского хана Кенесары. И воевали они против своих же с большим ожесточением чем сами казахи.
Кого-то из беглецов ловили, большинство погибало на чужбине, но отдельные беглецы смогли достичь больших высот на иностранной службе.
Таким был и вахмистр Нижегородского драгунского полка Самсон Яковлевич Макинцев (украинец по происхождению), ставший у иранцев Самсон-ханом.
Русские солдаты часто убегали в Иран, так как иранцы не были требовательны к перемене веры. Так и Самсон-хан до конца жизни остался православным.
Перебежав в 1802 году он познакомился каким-то макаром с наследником иранского престола Аббас-мирзой и по его протекции стал вначале наибом (прапорщиком), а затем и султаном (капитан) иранской армии.
Макинцев стал собирать под своей рукой всех русских перебежчиков. Но 19 октября 1812 года его часть была полностью уничтожена в бою с войсками молодого русского полководца П.Котляревского под Асландузом.
Самсон-хан только чудом смог избежать пленения и вырвался из окружения с немногими оставшимися соратниками.
После поражения персов в русско-иранской войне российская сторона стала требовать выдачи всех военнопленных и перебежчиков. Но иранцы, заинтересованные в перебежчиках как в инструкторах не торопились с их возвращением.
При этом Самсон Макинцев проводил идеологическую работу среди пленных, уговаривая их не возвращаться на Родину, а также выступая единственным их представителем перед российской стороной.
Именно из-за нежелания вести переговоры именно с Самсоном Макинцевым сорвались переговоры главы русской дипломатической миссии в Иране А.С.Грибоедовым.
Макинцев смог добиться того, чтобы из русских военнопленных и дезертиров создали отдельное подразделение, которое конечно же возглавил он сам в звании майора.
Вскоре русские хорошо показали себя во время войны с турками.
Макинцев стал вербовать на службу не только российских дезертиров и военнопленных, но и молодых людей из числа местных армян и ассирийцев. При этом Макинцев не настаивал на том, чтобы они принимали ислам, заботился о своевременной выплате жалования и предоставлении хорошей амуниции своим солдатам. Поскольку полк под его командованием располагался в местностях, где компактно проживало преимущественно христианское население Макинцев склонял своих солдат к семейной жизни с местными армянками, солдатских детей отдавал для обучения в армянские школы, распоряжался учить ремеслу, впоследствии принимал на военную службу - монография И.Базиленко РОССИЙСКИЙ БЕГЛЕЦ С. Я. МАКИНЦЕВ (1780–1853) И ЕГО ПОЛУВЕКОВАЯ СЛУЖБА ИРАНУ
К чести Самсон-хана он наотрез отказался воевать против России в новой ирано-русской войне 1826 года. Как не странно это даже повысило популярность русского подразделения в составе иранской армии. Сюда стали стекаться все христиане - армяне и ассирийцы и часть вскоре стала полком "Бахадуран" (богатыри по армянски).
Зато полк стал активно использоваться в войнах против турков, афганцев и туркмен, а также для подавления восстаний.
Именно на этом поприще Самсон-хан заслужил признательность сильных мира сего. В 1834 году он смог разогнать мятежников и возвести на престол молодого иранского престолонаследника Мухаммед-мирзу.
В 1839 году Самсон-хан остался один на иранской службе. Будучи в принципе честным человеком он смог добиться разрешения иранской стороны на возвращение в Россию своего русского батальона под командованием приехавшего из России специально за ними капитана Л.Альбрандта. 1084 человека, включая жен и детей в марте 1839 года с оружием в руках с маршем вошли в Тифилис, где получили прощение от русского императора.
Но недостатка в дезертирах из русской армии не было и вскоре Самсон-хан снова сформировал русский батальон из новых перебежчиков.
Именно его батальон и расстрелял 9 июля 1850 года известного религиозного проповедника и врага тогдашнего иранского режима Каджаров - Баба.
Правда с первого раза Бабу удалось избежать гибели, и он непостижимым образом испарился с места казни. Но затем люди Самсон-хана нашли его и повторно совершили казнь. На этот раз удачно!