Великий и ужасный Махакала, бесстрашный воин, герой за веру или просто разбойник, кто же он был на самом деле?
Пустыня Гоби хранит много секретов, и один из них связан с оазисом Шара-Хулусун. Таинственное место, расположенное в самом сердце пустыни, где держал свои заставы Джа-лама, чье имя у монголов вызывало священный трепет, потому что он был живым воплощением самого Махакалы (защитника веры). Он мог творить чудеса и исцелять людей, имел невероятную силу, видел будущее, был святым, который нес в этот мир добро и справедливость. Так он выглядел в глазах народа.
Но кто же он был на самом деле?
Сам он себя считал воплощением Амурсаны - джунгарского князя, в XVIII веке восставшего против власти китайцев и вновь родившегося, чтоб избавить монголов от китайского ига.
Российский поданный калмык Джа-лама заканчивает курс юридического факультета, где проявляет способности, а затем уезжает в Монголию. В Монголии в 1912 году берет штурмом знаменитую крепость Кобдо с засевшими в ней китайцами. По легенде, Джа-лама после сражения, склонившись в седле, высыпал из-за пазухи пригоршню деформированных пуль. Они его якобы не брали...
Некоторые источники, в том числе и Рерих утверждают, что он посещал Тибет (запретный тогда для иностранцев), простые люди верили, что он побывал в Шамбале (таинственной стране в Гималаях).
Изучал ламаизм и по всей видимости ритуалы черной секты бон. А также волевые воздействия к которым имел природные дарования. О гипнотической силе Джа-ламы ходили легенды. Одну из них приводит в своей книге, опубликованной в Лондоне в 1936 году, бывший военнопленный венгр Йозеф Гелета. Вот как Джа-лама «справился» с отрядом казаков, преследовавших его. Он спокойно встал лицом к погоне, пристально глядя на казаков. И произошло удивительное: казаки на полном скаку стали разворачиваться и с криками: «Он там!» — понеслись объезжать озеро, а затем стали натыкаться друг на друга и колоть пиками, думая, что поражают беглеца...
Советник адмирала Колчака и исследователь Тувы и Западной Монголии Ф. Оссендовский присутствовал при проведении Джа-ламой хирургической операции. По описаниям Ф. Оссендовского, Джа-лама вначале положил ладонь на лоб больного пастуха, после чего тот заснул спокойным и глубоким сном. Затем Джа-лама вскрыл грудь пациента ножом и коснувшись пальцем раны, остановил обильное кровотечение. После этого начал удалять «некий больной орган». Со слов Оссендовского, не в силах созерцать столь ужасную картину, он на какое-то время закрыл глаза, а когда открыл, то на месте обширного разреза увидел уже сшитую грубыми нитками кожу. Прооперированный же пастух по-прежнему безмятежно спал.
В 1914 году он был арестован российскими казаками, поводом для ареста стали ритуальные убийства. О его зверствах тоже ходили легенды. Говорят, он сам пытал врагов, отрезая уши и нос и выдавливая глаза заливал в глазницы расплавленную смолу. При обыске в его жилище были обнаружены мумифицированные фрагменты человеческих тел, а также тулум - кожа, снятая с живого человека цельным мешком, которая использовалась в ритуальных жертвоприношениях.
В 1917 году революция освободила Джа-ламу и он вновь возвращается в Монголию. Строит в центре пустыни Гоби свой город, который, как он думал, будет столицей его собственного независимого государства. Примерно в это же время в результате революционного восстания, возглавляемого Сухэ-Батором, в Монголии установилась советская власть. Красное правительство не устраивал такой «сосед» - пользующийся большим авторитетом у местного населения опасный воин-отшельник, промышлявший, помимо прочего, грабежами караванов, шедшими через пустыню из Монголии в Советскую Россию. Однако неоднократные попытки убрать Джа-ламу не имели успеха. Словно чувствуя нависшую над ним опасность, он никогда не покидал своего убежища и оставлял без ответа многочисленные приглашения в столицу новой Монголии - Ургу.
По рассказам Рериха, который в 1927 году посетил город Джеламы, в 1923 году к нему Джа-ламе является монгольский офицер с подношением хатыка, но под белым хатыком был спрятан браунинг. По другой версии послы заманивают Джа-ламу в свою юрту под предлогом того, что должны научить его пользоваться картой. «Едва только Джа-лама вошел в юрту, как один из членов делегации упал на колени, прося у хозяина благословения. Хозяин в просьбе не отказал и принялся совершать молитву над головой гостя, а когда, наконец, закончил молиться и поднял руки, чтобы благословить стоявшего на коленях человека, тот схватил Джа-ламу. В этот момент другой участник покушения, до этого подкладывавший в печь дрова, выхватил револьвер и одним выстрелом в голову уложил Джа-ламу наповал. В этой же юрте заговорщики отрубили Джа-ламе голову и в качестве подтверждения удачно проведенной операции отправили трофей в Ургу.»
Но была еще одна версия, что убили двойника, а Джа-лама остался жив и его не раз видели.
Ходит легенда, что в день, когда всадник привез к зданию правительства в Урге голову Джа-ламы на пике, внезапно скончался «главком монгольской революции» товарищ Сухэ-Батор. Для многих монголов — это стало еще одним подтверждением могущественной божественной сущности воина, который даже после смерти был способен расправиться со своими врагами...
Долгое время мумифицированную голову Джа-ламы возили по селам и городам (ее тогда прозвали «Белой головой» из-за соли, выступившей на ней после мумификации), давая понять монголам, что их герой - никакое не божество. За это время трагически закончили свой жизненный путь все, кто имел отношение к убийству Джа-ламы. А в середине двадцатых годов голова попала в Ленинград, в знаменитую Кунсткамеру, где с нее удалили мягкие ткани и поместили в запасник под номером 3394 («Череп монгола»), где она хранится и по сей день.