Когда альпийские луга освобождаются от снежного покрова и покрываются густой сочной травой и неповторимыми горными цветами, начинается Ашьхацан. Пастухи собираются в группы, сбивают свой скот в стада и туманным утром, встав на рассвете, караваном выдвигаются на север, к горным пастбищам.
Так было и сотни лет назад, так происходит и сегодня.
Тропы перегона очень древние и некоторые из них даже проходят через Республиканскую трассу и Рицинский национальный парк, где в определенные месяцы можно встретить огромные стада коров и коз. Завораживающее зрелище)
Ашьхацан - пора перегона скота с равнины на горные пастбища начинается тогда, когда весенние травы уже достаточно потравлены или уже высохли, а в горах, на альпийских лугах, где в мае - июне только сходит снег, появляется сочная трава.
Моя сестра Салима на прошлой неделе только вернулась с такого вот путешествия, куда отправлялась со своим отцом и односельчанами. Дальше курсивом ее рассказ. Русский в перемешку с абхазским. Здесь часто так разговаривают) Фото тоже ее. Любуйтесь.
"Подготовка к горам занимает несколько дней. Нужно собрать провиант: кукурузная мука, соль, аджика, огурцы, а дальше по желанию. Острые ножи, топор завернутый в ткань, подготовить палки из орехового дерева для ходьбы. Надо было еще отыскать и одолжить лошадей, которые бы все это на себе повезли".
Кстати, обратите внимание на топор, который горцы заворачивали в ткань. Это - древний обычай, дань уважения к природе. Так сказать, чтобы деревья в лесу не боялись путников.
"Ашьхарахь уанцо аума абна уанылоу аума аиха мамзар аигəышə ахы ҿамҳəаӡакəа аҧсҭа уныҵалар ашəаҧыџьаҧ шəаӡыӡоит рҳəоит. ' рыуа дзысода рыуа дзысода абри агаӡы иаауа ' аҳəоит ашəаҧаџьаҧ. Убри аҟынтəи ахы ҿеиҳəоит иҭынчны игыларазы, убри ззырҳəо ашəаҧыџьаҧ шəоит ҳəа акəӡам, ауаҩы иааӡаразы, ауаҩы ибалагь ҟаиамҵаразы".
Сельчане (нередко это родственники и однофамильцы) объединяются в группу «агуп», во главе которого становится опытный и авторитетный пастух. У каждой группы или сельской общины в горах были свои пастушьи балаганы и загоны для скота. Тут надо добавить, что абхазские села расположены в основном в предгорьях и у моря, а до ближайших альпийских лугов часов 12 ходу.
"Нас было семеро, двое на лошадях с грузом, остальные пешком. Вышли в 4 утра. ҳаҽқəа кəадырны, ҳарахə агəарбжьара ианҵаны ашьшьыҳəа зегь ахьынӡацəо амҩа ҳнықəлеит. Впереди идет глава группы, за ним скот. Замыкают все остальные члены группы, которые следят, чтобы животные не разбредались. Аҧсҭа ианыҵало убжьы ургоит 'О-о-о-от', 'Ҳаааит' ҳəа арахə кацо ашьха ҳкыдлоит.
"Идти до балагана десять часов. За время пути 2 привала по пол часа".
В горах пастухи остаются до наступления осени, периодически сменяются. Пастушество - не основное их занятие. Многие из них в обычной жизни фермеры, туроператоры, пчеловоды, бизнесмены и даже госчиновники. Просто крупный и мелкий рогатый скот в Абхазии содержит любой рачительный житель села.
Поведение в горах у абхазов строго регламентировано. Абхазы относятся к горам как к храму. Здесь запрещено сквернословить, ругаться и обнажаться. Даже купание в горных реках и озерах под большим запретом. Главный принцип - трепетное отношение к природе, от которой зависит выживание в горах. Переходишь ручей - попроси разрешение, срываешь траву - поблагодари Землю.
Глядя на эти пейзажи, понимаешь, почему наши предки благоговели перед силой и красотой природы.
Пастух в абхазской культуре всегда был сродни философу и мудрецу. В горах, в этих нерукотворных храмах, ему открывалась Истина. Здесь он очищался и видил мир освещенным совершенной красотой и совершенством мироздания.
И отец Сасрыкуа, главного действующего лица Нартского эпоса, был пастухом, о котором в народной песне говорится:
Иџьымшь ах'әы кыдссыла,
Дангылау асаара инаӡуа,
Ҟәбина аԥша анас'лагь,
Их'агәҭа инага иқәнажьуа,
Илакҭа х‘тны иаанарԥшуа.
"С нами был парень Ахмат, который впервые поднимался в горы. Над таким человеком у нас принято подшутить.
Папа ему говорит: "Ты должен помолиться Богу и трижды поцеловать тот большой камень. Это особенный камень, могущественный, возле него еще родник выходит". Ахмат отвечает: "Все сделаю, как дойду до него. Как раз и воды выпью (за время пути его жажда одолела) и на свежую голову подумаю, что сказать Богу".
Я успела сфотографировать момент, как Ахмат целует булыжник. Он так и не понял, что это была шутка. Дома мы ему расскажем".
"К обеду мы уже были на месте, которое называется «Агəырҭыҧ».
Пастуший быт тоже построен определенным образом. Здесь свои правила, которые соблюдаются уже сотни лет.
В горах, когда к пастухам приходит путник, они должны угостить его ахарҵəӡҩа (прохладительный напиток на основе мацони и воды). Даже, если он попросит только воды. Это - вроде горное лакомство. И таким образом, гостю оказывают особую заботу".
Эти горы местные называют "Горы Хуапцев", именно сюда жители села Хуап многие столетия поднимают свои стада на лето.
"От балагана «Агэыртып» в двух километрах находится родник. С 20 литровыми бидонами наши идут к нему за водой".
"Кое-где камни выложены таким причудливым образом, что невольно задумываешься о карликах из абхазских мифов ацынуаа. Жили ли они тут?
По народному преданию ацаны – древний исчезнувший народ, который легко взбирался на древние папоротники, как на деревья. Ацаны владели большими стадами, сооружали загоны и дома из камня.
В системе отгонного или, как его еще называют, яйлажного скотоводства большую роль играла собака. Абхазы издревле вывели особую породу, которая известна под названием Ахьчала - «пастушья собака».
В Хуапских горах есть небольшое озеро «Аӡаҧшь"
В древние времена существовал даже такой обычай: если стадо коз достигало у хозяина тысячи голов, сотню ему нужно было выпустить в лес в знак благодарности покровителю гор и охоты Ажвеипшьаа. Сейчас такого уже никто не делает.
Сегодня абхазы и вовсе все чаще отказываются от пастушьей жизни в горах. Это - большой труд, требующий немало времени и полной отдачи.
В промышленном масштабе животноводством в Абхазии также не занимаются. Домашний сыр и молоко можно купить с рук у сельчан или у перекупщиков на рынке. Горный сыр из коровьевого или козьего молока и вовсе на вес золота. Молзавод в Сухуме делал попытку запуститься да заглох. Магазины же завалены привозными молочными продуктами.