Найти тему
СВЕТ и ВРЕМЯ

Лекция №12. Перспектива

Фото автора. Покрова на Нерли.  Дымное лето 2010
Фото автора. Покрова на Нерли. Дымное лето 2010

Перспектива в кадре придает ему объемность, воздушность и глубину. Перспективные сокращения объектов, их уменьшение по мере удаления от наблюдателя, дают возможность создать на плоскости иллюзию третьего измерения.

Линейная перспектива строится по прямым линиям, которые соответствуют ходу световых лучей. Иллюзию глубины создают линии, которые имеют в реальной жизни очевидные линейные протяженности - лента дороги, мост, ряд столбов, улица со зданиями, аллея деревьев и т.д. Этого можно достичь, выявив линии, сходящиеся в одной точке.

Фото автора. Кусково
Фото автора. Кусково

Также перспективу можно подчеркнуть, добавив в кадр помимо основного плана передний и задний планы. Причем, чем больше два последних будут размыты - тем глубже будет казаться кадр. Такая перспектива называется воздушной или тональной. Мы как бы "снимаем воздух". Атмосферный слой с какой-либо взвесью (дым, туман, дождь, снег, пыль) становится элементом композиционного построения кадра. Такой слой, помимо удаления предметов от камеры скрадывает контуры, снижает цветовую насыщенность, изменяет тональные соотношения. Фотографы - пейзажисты очень ценят низкое солнце в сочетании с туманом. Кто рано встает - тому Бог подает. Эта поговорка как нельзя лучше подходит для любителей поснимать ландшафты.

Фото автора
Фото автора

В 1927 году одним туманным, но солнечным утром кинооператор Одесской киностудии Эдуард Каземирович Тиссэ взял камеру и отправился снимать морской порт. Пленка тогда была на вес золота, и такое предприятие было рискованным. Однако кадры, снятые в то утро вошли в золотой фонд кинематографа и украсили фильм "Броненосец "Потемкин". Этот эпизод можно посмотреть по этой ссылке

При воздушной перспективе светлое кажется более удаленным, а темные предметы зрительно кажутся близкими.

Объекты, снятые в таком ключе, теряют свои привычные очертания и становятся более загадочными, притягательными для зрителя.

Фото автора. Новодевичий пруд.
Фото автора. Новодевичий пруд.

Еще один прием - заключение композиции в "рамку" из переднего плана, сделав своеобразную кулису. Так как камера в автоматическом режиме фокусируется на переднем плане, нужно либо найти нужную точку в видоискателе, либо перевести в ручной режим и сфокусироваться самому.

Спасибо за внимание, ваша Елизавета Яхно

Продолжение следует...

Предыдущая статья о "золотом сечении" находится здесь