Ошибка 1. Низкий уровень амбиций и мелкий рынок.
Если основатель хочет заработать всего лишь $1M, то инвестор или любой другой партнер сможет заработать на этом всего лишь $100k и то, через несколько лет, а значит будет готов проинвестировать не больше $10k.
Что в общем-то бессмысленно, ради таких небольших сумм, вести полгода переговоры, тратить время/деньги на юристов и проч.
Мораль — не занимайтесь мелкой фигней, амбиции, рынок и желание заработать должны быть хотя бы на $100M, так будет гораздо легче привлечь и партнеров и инвесторов и сильных участников в команду.
Ошибка 2. Все дураки, а я Д`Артаньян.
Как только приходит гениальная идея, стоит задать себе простой вопрос: если этому рынку больше 10 лет и на нем нет никаких изменений ни в технологиях, ни в поведении людей, почему там должно появиться что-то новое? Например, рынок парикмахерских. Что там изменилось? Появились хипстеры, мужики с бородами и целый класс парикмахерских для них. Это изменение на рынке и в поведении людей.
Невозможно на старом рынке, решая старую проблему старыми технологиями получить что-то новое. Для этого нужно либо:
- найти какие-то недавние изменения в поведении людей, например в моде стали хипстеры, бургеры и здоровый образ жизни —> Барбершопы, Бургерные
- найти недавние изменения в технологиях, когда старые потребности удовлетворяются по-новому, например у всех появились смартфоны с GPS —> Uber, Delivery-Club
Ошибка 3. У нас нет аналогов.
Если есть потребность люди ее уже как-то удовлетворяют —> Если хоть как-то удовлетворяют, значит тратят на это какое-то время и деньги —> Это и есть главный конкурент.
Если нет аналогов —> Значит люди не пытаются чем-то похожим удовлетворять потребности —> Нет потребностей —> Никому не нужная хрень.
В любом случае у каждого человека/компании ограниченный бюджет времени и денег и любой новый продукт, сервис, услуга обязаны вытеснять кого-то другого (другой продукт) из кошелька или из расписания.
Ошибка 4. "Натягивать сову на глобус"
Одни делают продукт и пытаются его засунуть в какую-то «нишу» или «продвинуть» — это слабо работает, потому что «свято место пусто не бывает».
Рассуждения не в стиле «сделаем мир лучше», а в стиле «вот рынок на $1B, и вот кого мы вытесняем из бюджета и расписания» более сложные и неприятные, но они сразу показывают соль конфликта, ценность и жизнеспособность любого нового продукта.
Не подбор рынка под продукт, а поиск на существующем рынке с понятной потребностью способа удовлетворить старую потребность существенно лучше/дешевле/быстрее. Кого можно вытеснить с рынка и забрать его деньги и аудиторию.
Ошибка 5. Нет драйверов роста.
Если я решил заняться кофейным бизнесом, я могу долго оттачивать качество обжарки и заморачиваться на вкусовых полутонах, а могу открывать много точек по всему городу. Качество обжарки после какого-то уровня вообще не будет влиять на выручку, т.к. люди на 99% не будут улавливать разницы, а вот количество точек будет прямо влиять на выручку.
В любом бизнесе есть 1-2 понятных драйвера роста, которые прямо влияют на выручку, ими стоит заниматься прежде всего, все остальное нужно доводить лишь до необходимого уровня, но не слишком переинвестировать в это.