Одни специалисты сообщают, что Некрасов прожил в гражданском браке с Панаевой двадцать лет, другие – что их совместная жизнь продолжалась «около десяти лет». Предлагаю вам, друзья, самим посчитать: с 1846 по 1963 год.
Авдотья Яковлевна Панаева (фамилия по первому мужу) отличалась не только женской красотой, но и большим литературным талантом. Она помогала Некрасову «вытягивать» журнал «Современник», когда цензура запрещала печатать большую часть его содержания. Наверное, с их совместных многостраничных романов, заполнявших опустевшие пространства, началась мода на толстые бульварные романы.
Героиня «Панаевского цикла»
Авдотья Яковлевна, годом старше Некрасова, считалась первой петербургской красавицей. Её муж, писатель Иван Иванович Панаев, ввёл её в литературную среду. С этого момента прекратилась её артистическая подготовка (танцовщица, актриса) и началась серьезная писательская деятельность.
Панаева написала множество рассказов и повестей. Они опубликованы под псевдонимом «Н.Н. Станицкий». Романы «Мертвое озеро» и «Три страны света» были написаны ею в соавторстве с Некрасовым. Она вдохновила Некрасова, казалось бы, насквозь гражданского поэта, на создание задушевных любовных стихотворений, которые вошли в так называемый «Панаевский цикл».
Все наши русские классики были с ней знакомы, посещали её дом. Даже француз Александр Дюма в свое время был гостем Панаевой. Потом, в «Путешествии по России» он отметит, что она «очень отличается женской красотой»,
Стихотворение Н.А. Некрасова «О письма женщины, нам милой!..» (1852)
Ещё при совместной жизни Некрасов начинает чувствовать неискренность возлюбленной. Профессиональная чуткость восприятия написанного текста подсказывает ему, что Авдотья Яковлевна охладевает к нему и что её уверения в любви не более, чем выработанная годами привычка. Они проживут совместно ещё не менее десяти лет, но их отношения уже будут окрашены горечью.
Лирический герой этого стихотворения полностью совпадает с личностью автора. Но автор – поэт, то есть, пророк. Он предрекает холодный расчет, житейское благоразумье и окончательный разрыв. Он, обиженный и покинутый, проявляет и со своей стороны безжалостность: хоронит взаимное глубокое чувство. А могилу украшает, вместо цветов, дорогими его сердцу письмами.
Как это все похоже на ссору влюбленных! Она не может быть бесстрастной. В ней высказываются самые резкие суждения, больно ранящие сердца. В ней может быть лишь один способ примирения – любовные ласки, страсть. А если страсть ушла… Перечитывать письма угасшей любви – это сладкая мука счастливых воспоминаний и грядущих мучений.
Друзья, читайте на моем канале статью «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова как сочетание поэзии с прозой».