Дорожная зарисовка Некрасова вызвала бурный восторг читателей.
Кто был его читателем? Всё грамотное население России середины XIX века. Настроения были либеральными. Тон задавали революционеры-демократы. Близилась освободительная реформа. После отмены крепостного права отпадет нужда в термине «отпущенный», потому что уже не будет таких счастливчиков: все бывшие крепостные крестьяне в один миг станут отпущенными. Некрасов со своими демократическими стихами входил в моду.
Неназванный герой
Лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» (1856) - проезжий, скорее всего, барин. Человек благородных кровей, образованный, патриот, сочувствующий угнетенным. Он с одобрением смотрит на ученика народной школы из обедневшего до крайности семейства. У родителей мальчика не нашлось средств купить ему обувь, но они не пожалели последнего гроша на книжку. Этого ребенка собирали в школу «всем миром», даже «старая дьячиха» совершила при этом пожертвование.
Оказывается, так сильно в народе стремление к знаниям, что, если уж не для себя, то для детей (или хотя бы для одного ребенка) ничего не жалели – лишь бы дать приличное образование. Главным мотивом этого стремления было не будущее обогащение или высокое положение в обществе, а развитие личности в процессе освобождения и приближения к Богу.
Заразительным примером, властно притягивающим к себе мечты и устремления, была (и есть) личность М.В. Ломоносова. Некрасов его не называет. Поэту стоит поместить в текст сравнение «как архангельский мужик», чтобы стало ясно, о ком идет речь.
Тихо сам с собою…
Весь текст стихотворения оформлен в один монолог. Правда, его разнообразят обращения к попутчику и к самой Родине, но они монолога не прерывают, претендуя на риторические восклицания.
К мальчику лирический герой обращается с ободряющими наставлениями: «дружок!», «Так учиться ты идёшь…», «Не стыдися!», «Не робей, не пропадёшь!», «Скоро сам узнаешь в школе…», «Будешь в университете», «Знай работай да не трусь…».
Обращение к России воодушевлено нескрываемой гордостью за родную страну: «тебя глубоко я люблю, родная Русь!», «Не бездарна та природа…». Уникальная, необыкновенная, искусная Родина умеет выводить из гущи униженного и придавленного беспощадной эксплуатацией народа славных, благородных, талантливых людей.
Дерзкая антитеза
Известно, что это стихотворение Некрасов написал в то время, когда пребывал в районе Ораниенбаума, неподалеку от имения М.В. Ломоносова.
Сейчас этот город переименован в Ломоносов и является автономным объектом Ленинградской области.
Судьба великого ученого, просветительские проекты правительства, ощущение социальных перемен – все это способствовало созданию стихотворения «Школьник». И при этом напрашивалось противопоставление бесправного, но любознательного, крестьянина и свободного, но тупого и спесивого, дворянина.
Об этом смело, напролом через цензуру, сказано в десятой строфе, в которой особенно подчеркивается верность заветам Создателя крестьян, «сильных любящей душой».
Друзья, смотрите на нашем канале статью о творчестве Некрасова: «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова как сочетание поэзии с прозой.
«О ты, чьих писем много, много…»