Найти тему
CJReviews

Мэйти: с правом на стиль

Недавнее видео исполнителя Мэйти:

заставило переосмыслить состояние жанра в целом и его фигуру в частности. Причины этого чуть ниже.

Иди в свою новую школу, школьник

Бушующие споры в интернетах о яркости или бессмысленности "новой школы" воспринимаются теми, кто посвящен в жанр, как бег по галичному пляжу в +35 без попытки войти в воду спасительного моря. Новая школа Фараона и Фейса на самом деле такая же новая как и Нива Урбан на фоне Нивы 4х4. В принципе это все тот же вопль с гонором невоспитанных детей, которым дали слово, но забыли рассказать, что при наличии проводного микрофона в зале за эти самые слова могут и придушить, не отходя от сцены. Был когда-то Стим с Витей СД, дающих "не русский рэп, а рэп на русском", были гоп-волны с Урала в виде Леши Маэстро и ТГК, а были и приветы из зарубежья в виде рэп войск и прочего. А около спортивные темы от Миши Маваши и Гротов помните? "Новая школа" стабильно меняется каждые 2-3 года. Но теперь в стране нефтяные вышки смогли накачать на новые Soho Rooms и айфоны для каждого, что увело публику с подворотен и спортплощадок в клубы и бары. Но за быстро гаснущим мейнстримом есть нечто большее — артисты тоже пресловутой новой школы, оставляющие заметный след в звучании и тематике творчества, но не звучащие из каждого проезжающего мимо авто.

Не зная, где его найти

Последний релиз
Последний релиз

Так вот сегодня стоит поговорить о Мэйти. Настоящее имя — Михаил и он из...Чувашии. В 2020 говорить о рэпе в стране и не знать про "Белую Чувашию" нереально. Это ATL, Horus, Katet, музыкальный гений от Dark Faders в конце концов. Кстати, Мэйти большинство самых впечатляющих своих треков записал именно на инструменталы последних. Чувашия никак не фигурировала в событиях наподобие эпохи бифа Питера и Москвы. Она просто взяла и оттяпала увесистый кусок музыкального пирога, особо ни с кем не совещаясь (посмотрите хотя бы график концертов ATL по стране за последние годы). Мэйти забрал себе самую что ни на есть поэзию: образную, глубокую, сюжетную. Его релизы можно назвать аудиокнигами. Еще до всех Tragic City или Горгорода именно Мэйти создал глубоко продуманные концептуальные релизы, где названия таили продуманную в деталях суть содержания ("Записки юного врача", "Парфюмер", Дневник сельского священника"). От "Новых песен о главном" и до "Великий русский никто" исполнитель здорово эволюционировал: звук стал глубже и мощнее, тексты превратились в поэтическую визитную карточку жанра, а живой состав, с которым работает исполнитель на концертах, символизировал нахождение исполнителя несколько выше обычного представления о рифмах и панчах. Кстати, эволюция стиля видна особенно сейчас: добавилось живое звучание гитарных рифов и ударных в лайвах (это от 25/17 все переняли?), выпущена книга стихов ("Почтальон снов"). По стихам интересно понять влияние Марины Кацубы, которая несколько раз выступала с Мэйти (здорово это или нет — вопрос открытый). Признание коллег по жанру в общем-то получено сполна: среди гостей релизов есть и сложившиеся, почти ветераны, исполнители вроде Лок Дога и Тати, и неформальные темные лошадки жанра типа Sayaf`a из русско-израильского трио #Izreal или даже Алфавита. Вообще все творчество Мэйти — это про самую настоящую поэзию и мистику образности. В строках вроде "Серым гиенам, руки не подав, не написал бы песен" или "Не потеряй теорему ключиц, моя русалка" сокрыто хорошее подспорье, чтобы заинтересовать слушателя и быть действительно поэтом (чего не сказать про те же нравоучительные мелодекламации группы Грот), а потом и музыкантом (Мэйти не стесняется петь и тянуть вокально ритмичные партии), дающим простор творчества и себе, и слушателю. По сути создаваемого образа Мэйти напоминает героя произведений Прилепина: тоже не каноничный (оттого и не примерный), тоже выбивающийся из общей массы своими поступками (которые инспирированы чувственным мировосприятием), тоже производящий впечатления остающегося в ситуации с открытым финалом (послушать хотя бы "Парфюмер"). Отсутствие нравоучений и простота подачи с отнюдь не простым смыслом притягивают слушателя. Трек "Красный дракон" в этом отношении показателен: добавленный фаст-флоу никак не вносит ущербности смысловой нагрузке. В треках Мэйти приходится заниматься декодингом, но он доступен и не превращает прослушивание в обнимание с энциклопедией (а с Луперкалем вы так попробуйте!) как раз из-за приятной формы подачи и яркой образности. 

"В клубе джентельменов" звучит фраза про "мы — толерантные противники танцев", что весьма символично продолжает и развивает идею Андрея Бледного времен существования Засады: "Только не лечи меня, что танцевать круче, чем думать". Ассоциация тесного соседства интроверта и экстраверта в мире, столь обреченного на гедонистические метания, для одного человека выглядит многообещающе. Как и творчество Мэйти. Здесь нет простых ответов даже на простые вопросы, но есть неиссякаемый внутренний порыв и сильное слово, соединенное с актуальной музыкой. Такая новая школа нам нужна.

Что читать: "Почтальон снов".

С чего начать: целиком альбом "И, треснув, зеркало звенит", треки "Не верю в ее счастье", "Молитва", "Половина", "Реквием", "На моем холсте".

Что смотреть: "Форель разбивает лед", "Mon ami", "Совесть", "Этажи", "Племя", "Крот".

Что переслушивать: альбом "Вспеть".