НАЧАЛО РАССКАЗА ТУТ
Beijing West Railway Station
Окончательно проснувшись к обеду, мы внимательно осмотрелись. В нашем распоряжении находилось 15 метров упакованного в китайский стиль пространства, 4 из которых ушли на туалетную комнату и проход к двери, а в остальных 11-ти поместилась кровать, тумбочка, вешалочка, полстола и чайничек. Все ма-а-аленькое. Маленький телевизор поместился тоже, у него, прибитого к стене, не было выбора. Дверь и окно туалета (которое, кстати, никогда не закрывалось) выходили прямо на улицу, в импровизированную галерею, закрытую сверху полупрозрачным куполом. И улица и нет, свет проникает, но дождь не достает. Вероятно, это и есть бывший внутренний двор в хутунах, до неузнаваемости перестроенный предприимчивым хозяином отеля.
У станций метро в Пекине много выходов (однажды мы насчитали 24), может быть в виду этого на каждой есть не только схема близлежащих улиц, но и план самой станции. Изучив свой, мы обнаружили целых два этажа, а поднявшись наверх, с удивлением поняли, что прямого перехода в вокзал нет – станция метро выплюнула нас прямо на площадь со снующими людьми. Позже стало понятно, что совмещение вестибюлей станций хотя и удобно, здесь не имеет особого смысла – в здание вокзала в Китае в принципе нельзя попасть, если ты не намереваешься сейчас же уезжать. На входе отъезжающих встречают предельно вежливые охранники, сканером проверяющие билеты и их соответствие документам. Поэтому, если ты претендуешь погреться (в случае с Китаем, охладиться) в здании вокзала, но у тебя нет билета, он просрочен, день отъезда еще не наступил, твой поезд отменили и т.п. – ступай, делать на вокзале тебе нечего. По этой же логике провожающим и встречающим на вокзале тоже делать нечего. Хочешь проводить кого-то – покупай специальный билет провожающего. Хочешь встретить – жди у выхода. Наверное, поэтому у выхода иногда можно встретить чуть ли не больше людей, чем у входа.
Оглядевшись, мы обнаружили большой вход, показавшийся центральным, и несколько проемов поменьше с надписями Ticket Office. Какая-то из прочитанных о Китае статей обещала кассу для иностранцев под номером 16, но где она мы не знали, поэтому сунулись в ближайший суливший билеты вход, решив разбираться по ходу дела. Вход тут же оповестил нас о том, что он «Западный» и, прежде чем впустить, тщательно просканировал нас самих и наши личные вещи, пропустив через рамку, сканер багажа и охранников с ручными металлодетекторами.
Оказавшись наконец внутри, мы оглядели вереницу окон с очередями по периметру, заметили автоматы по продаже билетов, которыми наверняка не сможем воспользоваться в таком не простом случае (позже выяснится, что наш случай всегда не простой, автоматом нельзя воспользоваться если не являешься гражданином КНР и не имеешь соответствующего документа), потерпели фиаско с иероглифами над окошками, но зато обнаружили цифры – 65, 66, 67… Поняв, что окошек в зале не более 20 и среди них явно нет той цифры, что была нам нужна, но все еще не теряя надежду найти призванную облегчить чужестранцам жизнь кассу, мы пошли пытать счастья в другом кассовом зале.
На входе в «Восточный» зал все повторилось: снять рюкзаки, отправить в сканер, встать в очередь на проход через рамку, пройти, дать себя ощупать охранникам, забрать вещи, осмотреться…
Даже не приблизившись к нужному диапазону номеров и тут, мы мысленно сложили номера касс обоих офисах с названиями «Восточный» и «Западный», обещавшими еще как минимум два таких же офиса где-то по периметру, присовокупили к данным наблюдениям размеры вокзала, в 4 раза превышающего площадь Лувра и, плюнув на «иностранную» кассу, пошли обратно в Западный зал, рассудив, что там хотя бы очереди короче.
Пройдя еще раз через все проверки, мы ткнулись в самое невостребованное окно, и дождавшись своей очереди, протянули кассирше распечатку с ctrip’а, подтверждавшую покупку билетов до Лояна, намереваясь сопроводить ее словами о том, что сами билеты нам не нужны, вместо них нужны другие… Но не тут-то было. Мы еще только подбирали слова, как в окошко уже просунулись два новеньких голубеньких билета в ненужном направлении.
Кассир, с чувством выполненного долга, уселась поудобнее ища глазами следующего клиента, но белые люди почему-то не уходили. Вместо этого они размахивали распечаткой и полученными билетами, явно выказывая неудовлетворенность оказанным сервисом и настойчиво пытаясь что-то сказать. Поскольку сказать они пытались на английском, а английский словарный запас кассирши ограничивался набором значений, достаточных только для того, чтобы отличить его от китайского, из фразы «please help us to change tickets” она очевидно поняла только «please» и возможно «help», но все же начала подозревать что-то неладное с «tickets». Поморгав минуту и окончательно убедившись, что уходить мы не собираемся, девушка поднялась и пошла звать на помощь.
Очередь сзади понемногу росла, но недовольства не выказывала. А мы с опозданием вспомнили прочитанный перед поездкой шуточный совет искать в сервисных службах очкариков, так как они наверняка были зубрилами в школе, поэтому с большей долей вероятности знают английский, и приготовились проверять, очкарика к нам призовут или нет.
Через пару минут в окошке появились сразу три представительницы сервиса по продаже билетов – все с хорошим зрением. Мы насторожились – выходило, что, либо ориентир не работает, либо английский они все-таки не знают. И то и другое огорчительно, вопрос с билетами очень нужно решить, но и наличие ориентира, даже такого дохлого, как этот, грело нам душу.
Переговорив на непонятном, они усадили самую высокую на стул, повернули к нам лицом и с надеждой замерли. Все ж таки ненадежного ориентира мы лишились, так и не успев в него уверовать, потому что, выслушав просьбу с подозрительно понимающим видом, девушка взяла бумажку и написала на ней номер кассы из Восточного зала, сопроводив это непереводимой игрой слов (по ее мнению, наверное, английской) и жестами, недвусмысленно указывающими дорогу к выходу.
Поблагодарив и радуясь, что что-то, кажется, наконец начинает проясняться, мы отправились проходить проверки в Восточный зал снова.
Рюкзаки, рамка, сканер, детекторы, отстоять очередь в обозначенную крайнюю справа кассу, узнать, что нам нужно в крайнюю слева, перебежать налево, сунуть билеты, повторить просьбу, увидеть, что нас снова не понимают, загадать очкарика, дождаться очкарика, окончательно убедиться, что это не работает…
На этот раз помогать пришел китаец. Вежливый, представительный, с открытым взглядом и хорошо поставленной речью – не похоже, что вообще кассир, может бригадир кассиров – и снова без очков. Но главное – нас он понимал и сам говорил вполне внятно, от неожиданности вызвав у отчаявшихся туристов что-то близкое к восторгу.
Узнав, что мы хотим поменять билеты, Китаец запросил карту, с помощью которой совершалась покупка, чтобы вернуть на нее деньги. Таких карт у нас было несколько, дебетовые разных банков и специально оформленная перед поездкой «Кукуруза MasterCard World».
«Кукуруза» оформлялась с целью сэкономить на конвертации валют, поскольку позволяла снимать наличные в любых банкоматах мира по курсу ЦБ. В этом она в общем-то не обманула, но потребовала столько формальностей при регистрации, а потом постоянного контроля за соблюдением многочисленных условий, дабы не попасть на ее же комиссию, что в действительной выгоде мы усомнились. Пожалуй, заморачиваться с этой картой имеет смысл только если расходы на ее оформление, комиссии в случае не следования путаным правилам и неоднократные поездки в офис – открыть - подключить - обнулить - закрыть – значительно превышают планируемые потери на конвертации валют.
С помощью какой именно карты покупались билеты до Лояна сразу вспомнить не удалось, пришлось пересовать в окошко различные варианты, прежде чем он наконец одобрил Кукурузу. На нее мы когда-нибудь получим возврат, а сейчас предстоит выбрать поезд до Хуашани, а заодно неплохо бы купить билеты и на остальные перемещения железной дорогой. Полный план составлен так и не был, но уже сейчас мы понимали, что, закончив с горой, поедем в Сиань, оттуда улетим в Чжанцзяцзе, а из Чжанцзяцзе надо будет как-то попасть в Хуайхуа, чтобы перелететь на остров Хайнань в Хайкоу, где сесть на поезд до Саньи… Да и во время пребывания в самом Пекине понадобится поезд от Центрального вокзала до Бадалина, откуда есть возможность взобраться на Великую Стену.
В общей сложности у кассы мы провели не меньше получаса и все это время очень переживали, что ведем себя не красиво, злоупотребляя вежливостью попавшихся под руку китайцев. Часть касс восточного зала отводилась под специальные услуги, в частности, в этой полагалось только менять билеты. Свои мы уже поменяли, а за новыми сейчас нужно бы пойти постоять в обычную, но по окошкам мы к тому моменту уже набегались и предсказать, что произойдет, могли без особых усилий. В лучшем случае к нам опять позовут того же китайца, в худшем, вдоволь насладившись очередями и растерянным мычанием из-за стекла, мы пойдем искать его сами, только уже не факт, что найдем. Живописав в уме сию картину, мы продолжали крепко держать за хвост журавля, девочка, уступившая место более ориентирующемуся товарищу, и, видимо, чувствовавшая себя виноватой в незнании английского, продолжала стоять и смущенно улыбаться, а несчастный китаец, определенно виноватый в том, что английский знал, продолжал отвечать на наши вопросы, задавать свои и стучать по клавишам. Так, пока мы лавировали между муками совести и здравым смыслом, он настучал нам три пары билетов во все направления.
Из Пекина до горы Хуашань (Beijing West – Huashan North) на вечер 25 мая, оттуда в Сиань (Huashan North – Хian) на утро 27-го и на будущий переезд из Хуайхуа в Чжанцзяцзе (Huaihua – Zhangjiajie) 31-го. До Бадалина билет не дал, сказав, что для того, чтобы уехать, достаточно будет прийти на вокзал.
За билеты, купленные не на станции отправления, нужно было заплатить комиссию – 5 юаней за каждый билет, но сумма в 200р. не казалась нам достойной риска не купить билеты на месте, когда придет время.
Взбудораженные, уставшие, удивленные сложностью, но очень довольные тем, что в все-таки решили такой важный вопрос, мы наконец вывалились из здания вокзала, все еще переживая за собственную карму, утомленного китайца, а теперь и за правильность совершенных покупок – на вокзале размышлять времени не было, упустишь момент и китаец уйдет по своим делам. Теперь вся надежда на то, что расчеты, совершенные в 4 утра в самолете, окажутся верны...
Спасибо, что читаете :)
Ссылка на продолжение скоро появится здесь