До дня X я летала с кошками трижды:
- никто никогда не делал замеры контейнера
- никто никогда не проверял паспорта животных и наличие у них прививок
- один раз был перевес: вместо допустимых 8 кг - 8,2. На регистрации улыбнулись и сказали, что от лишних 200 г самолёт не упадёт
- ВСЕГДА спрашивали квитанции об оплате.
День Х. Аэропорт Толмачево. Я подошла на регистрацию, как вдруг передо мной образовался седовласый мужчина в годах - сотрудник Аэрофлота Юрий. Он достал рулетку и замерил длину моего контейнера - превышение нормы на 4 см. Потом отрезал: «Вы никуда не полетите с кошками». Я, пребывая в некотором шоке, пыталась что-то ему объяснять, аргументировать, а потом уже и упрашивать, но дядя Юра был непреклонен: «Или вы никуда не летите, или вы оставляете своих кошек здесь и летите без них». Оба варианта мне не подходили.
Все мои перелеты были именно с этим контейнером. Его размеры: 48*28*28 см. Норма Аэрофлота: 44*30*26 см. Она установлена из соображений, чтобы переноска входила под впереди стоящее кресло.
НИ РАЗУ в разных самолетах разных авиаперевозчиков даже не пахло тем, чтобы контейнер помещался под кресло. Два раза мне специально освобождали сиденье рядом, чтобы я могла поставить на него переноску. А один раз даже этого не сделали и она стояла у меня под ногами, а мои ноги весь полёт - на ней.
Кстати, дядя Юра замерил только длину и придрался именно к ней, хотя как она могла повлиять на вместимость под креслом, мне непонятно, - выдвинула бы контейнер ближе к своим ногам. Превышение было также и по высоте, но дядя Юра об этом не узнал, хотя здесь заключён интересный момент. Вернусь к нему чуть позже.
Я не уходила от стойки регистрации: мой рейс итак переносили уже дважды и я хотела улететь любой ценой. Дядя Юра предложил третий вариант: сдать кошек в багажное отделение.
Три года назад, когда впервые собралась лететь с ними, я обзвонила все российские авиакомпании и ветеринарные службы аэропортов в четырёх городах, поговорила с несколькими ветеринарами в клиниках и перечитала десятки форумов.
На горячей линии S7 мне сказали: «Конечно, вы можете сдать животных в багажное отделение, но предупредите стюардессу, чтобы она предупредила пилота, чтобы тот не забыл включить отопление в отсеке, иначе у них будет обморожение». Эдакий эксперимент «Кот Шрёдингера».
В Томске, незадолго до моего первого полёта с кошками, произошёл следующий случай. В багажном отделении прилетел мёртвый кот. Хозяин отвёз его на вскрытие. Смерть наступила от побоев. Об этом мне рассказал ветеринар, который и делал это вскрытие. Виноватых, разумеется, не нашли.
С тех пор мое мнение было непоколебимо: никаких багажных отсеков, только салон самолета. А скандальные истории ужасного обращения с животными Аэрофлотом были афишированы уже позже. Они лишь укрепили мою позицию.
Возвращаемся в Толмачёво. Со слезами на глазах я согласилась отдать кошек в багажное отделение. Поставила контейнер на ленту: весы показали 8,4 кг. Вы бы видели в тот момент дядю Юру! Он был готов сплясать от радости: «У вас перевес! Я бы все равно вас не пустил с ними в салон!»
Это был мой самый долгий перелёт в жизни. Какие-то четыре часа показались мне вечностью. Я прокручивала в голове, как можно было бы переиграть ситуацию. Вариантов находилась масса. Если бы с кошками что-то случилось, я бы никогда не простила себе столь поспешное решение. Даже если обращение с ними было бы идеальным, у них элементарно могло не выдержать сердце от полученного стресса, что также подтверждено опытом других людей, вернее, животных.
А теперь момент, к которому я обещала вернуться. Я посмотрела на пространство под стоящим впереди креслом и оно действительно было очень маленьким! Ни мой, ни контейнер 44*30*26 см по нормам Аэрофлота, на первый взгляд, туда бы не поместились. Рулетки у меня, разумеется, не было. Я сняла кроссовок: под кресло входил мой 36 размер ноги + ширина двух моих пальцев руки (а они не жирненькие). Несмотря на то, что высота моей переноски на 2 см больше нормы, даже если их отнять, при заявленных параметрах она бы не влезла под кресло (посмотрите на второе фото).
Так почему же столь «важные» нормы Аэрофлота действуют только на момент консультации по горячей линии и ровно до шага на борт? Кстати, дядя Юра образовался и при посадке на рейс, чтобы проконтролировать наличие у пассажиров масок и перчаток. Тех, у кого их не было, отправлял покупать. Я была в их числе. В самолете одна из стюардесс перед посадкой раздавала маски, чтобы все в обязательном порядке их надели, при этом свою она спустила на подбородок. Жаль, дядя Юра не видел. Раз уж уважаемый Аэрофлот так любит правила, так может пусть они действуют для всех и всего: и для стюардесс, и для расстояния под креслами?
Однажды меня научили отвергая предлагать. Вряд ли мои мысли долетят до Аэрофлота, но я их все же озвучу.
- Возможность доплаты за перевес животного. В пределах 1 кг, к примеру. По правилам в салоне самолета могут находиться только двое животных, поэтому максимальный перевес в 2 кг не должен как-то сильно повлиять на ситуацию.
- Продажа мест для животных как пассажирских без ограничений по весу, чтобы поставить переноску с питомцем на соседнее кресло рядом с хозяином. Я летала так дважды: контейнер прекрасно пристёгивался ремнями безопасности.
- Продажа авиакомпаниями в аэропортах контейнеров с теми размерами, которые они требуют. Найти в зоомагазинах маленькую жесткую переноску, а ещё и с определёнными параметрами, действительно сложно! А тут было бы: «Не прохОдите по размерам? Покупайте нашу, фирменную, за стопятьсоттыщ!». И, поверьте, неравнодушные хозяева купят.
- Запретить жесткие переноски для провоза в салоне. Автоматически бы снизились и общий вес (животное+контейнер<=8 кг), и размеры (появился бы шанс поместить контейнер под впереди стоящее кресло).
Мои кошки целы. Не совсем адекватны, но, самое главное, живы. А принципиальному дяде Юре я желаю всего самого наилучшего (кажется, именно так надо поступать с теми, кто тебе насолил?). Наверное, такое отношение прилетело мне бумерангом за «что-то». Вероятно когда-то и я не отступила от «правил». Жаль, что расплачиваться пришлось животным.