Найти в Дзене

Поднос «лесного» Эмиля Галле

Оглавление

Гауди, Тиффани, Лалик, Мажорель и Галле.

Этих имён достаточно, чтобы описать стиль модерн. Великие мастера, удивившие современников невиданной до этого фантазией. Ни один из стилей, следовавших за этим периодом – арт деко, баухаус, конструктивизм не впечатляют так, как модерн.

Причудливый. Если и можно охарактеризовать его одним словом, то для модерна только оно и подойдёт.

Отвечая на лозунг модерна «Назад к природе», Галле создал уникальный «флоральный» стиль, лёгкий, непринуждённый, читаемый в каждом предмете. Перед входом в Школу Нанси, которую Галле основал вместе с Мажорелем, было написано: «Наши корни в глубине лесов, на берегах ручьёв, в болотных травах».

В 1883 году Эмиль Галле открыл мебельную мастерскую, возродив забытое к тому времени искусство создания наборных узоров из дерева драгоценных пород, сегодня мы знаем её как технику «маркетри».

Когда в мастерскую принесли поднос маркетри с подписью Галле, я не мог поверить своим глазам. Неужели «лесной» мастер?

Поднос Эмиля Галле. В правом верхнем углу видно ожог от кружки.
Поднос Эмиля Галле. В правом верхнем углу видно ожог от кружки.

Поднос Эмиля Галле. На обратной стороне - следы от капель.
Поднос Эмиля Галле. На обратной стороне - следы от капель.

Работа

Поднос сильно испортили, поставив горячую кружку, а с обратной стороны облили чем-то горячим – остались пятна и капли. Владелец поставил одно условие – сделать реставрацию незаметной, сохраняя ручки и восстанавливая только рабочие плоскости подноса.

Поднос аккуратно расшили на пять частей.
Поднос аккуратно расшили на пять частей.

Размер подноса очень маленький, и работа предстояла ювелирная. Несколько раз ловил себя на мысли о том, что большие вещи гораздо проще делать. Здесь буквально был важен каждый миллиметр.

Начинаем убирать старый лак.
Начинаем убирать старый лак.

Поднос расшили и стали убирать старый лак с помощью химсостава. Оказалось, что узор маркетри выполнен из девяти пород дерева. Девяти! Особенно тщательно прорабатывалась подпись мастера.

После очистки, поднос был промыт. Первая победа! Пятно от кружки исчезло. С задней части, ушли все капли. Однако, теперь оказалось, что старый клей начал отходить в нескольких местах. Снова ювелирная работа, чтобы приклеить отклеивающиеся части узора. Снова чистка, снова промывка.

Кажется все готово. Пора приступать к отделке.
Кажется все готово. Пора приступать к отделке.

Одно открытие, которое я сделал для себя после этой работы...

Я побывал в мастерской Галле в Нанси!

Да, да, именно так! Я видел, как вырезаются узоры из девяти пород дерева. Как они последовательно накладываются на доску, а затем, не спеша, «рубашка» приклеивается на массив из сосны. Как отдельно из красного дерева отдельный мастер вытачивает ручки и делает фигурным рубанком сбоку две бороздки. Как заготовка с наклеенным узором отделывается лаком или политурой. Как в конце поднос собирается в одно изделие. С чем можно сравнить урок работы с предметом мастера такого уровня? Опыт уникальный.

После реставрации

Смотрите на цветок - он живой, а листья будто на ветру колышутся.

Поднос Эмиля Галле во всей красе.
Поднос Эмиля Галле во всей красе.
 С обратной стороны подноса тоже всё чисто.
С обратной стороны подноса тоже всё чисто.

Текст и фотографии: (с) Мастерская "Драконов двор".