Найти в Дзене
Про все и обо всем

Отдых

У алтайцев широко распространено поклонение Алтаю, духам. Оно связано с подвязыванием белой ленты (дья-лама) на перевалах, с одариванием их серебряными монетами или опрыскиванием молока или молочной аракой. По представлениям алтайцев, окружающая их природа живая, существует много духов и божеств: есть дух горы, ручья, перевала, домашнего очага, се¬мьи, дома и т.д. Боги восприимчивы и чувствительны к людскому «вниманию». Например, духа горного перевала следует поблагодарить за удачный переход, а хранителя источника — за чистую воду. В качестве благодарности алтайцы читают короткую молитву и завязывают белую ленточку на ветке дерева, которое называют шаман-деревом. Если не соблюдать уважения к богам, можно их огорчить, и начнуться неприятности и несчастья.
Ленты повязывают в определённых местах пути следования на вершинах перевалов. В древнее время каждый собирающийся в путь знал, какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, заранее готовил ленты и брал их с собой. Значение подвязывания ленты заключается в том, что человек не только просит благополучия от Алтая, но и клянётся беречь традиции и обычаи, клянётся беречь природу Алтая. Повязывая ленту человек просит помощи, благосклонности к себе у духов гор, у хозяина Алтая.
Подвязывание ленты — это выражение любви к Алтаю, к его природе. Каждому человеку надо знать определённые правила подвязывания ленты. Лента должна быть белой, из ткани не бывшей в употреблении, шириной 4-5 см, длиной 50-60 см, по продольной линии.
Лента повязывается на ветке дерева или кустика петелькой или одним узлом, но не затягивается туго, чтобы не сорвать кору.
Повязывающий ленту, про себя просит благополучия семье, удачной дороги самому, счастья детям. При подвязывании ленты алтайцы произносили благопожелания (алгыш) , при этом обращается к горе, как к живому человеку, потому что это богатыри, превратившиеся в горы, это предки нынешнего поколения.
Если человек не знает слов благопожелания, то можно просто повязать ленту и простыми словами назвать гору, сказать: «Дай доброй дороги».
Можно повязать ленту жёлтого цвета — это цвет солнца, голубого — цвет неба, розовый — цвет огня, зелёный — цвет полей.
Дерево, на которое подвязывается лента, нельзя затёсывать, ломать и срезать ветки. Тому, кто это сделает, будет возмездие.
Если с собой нет белой ленты, нужно выдернуть три седых волоса из гривы лошади, повязав по тем же правилам.
В случае, если нет ни ленты, ни лошади, можно просто назвать гору или перевали попросить себе помощи. Можно положить в обусловленном месте серебряные монеты.
Благопожелание перевалам, горам, рекам любой может выражать не только в пути, но и дома и просить о помощи своим детям, родным, отправившимся в дорогу.
У алтайцев широко распространено поклонение Алтаю, духам. Оно связано с подвязыванием белой ленты (дья-лама) на перевалах, с одариванием их серебряными монетами или опрыскиванием молока или молочной аракой. По представлениям алтайцев, окружающая их природа живая, существует много духов и божеств: есть дух горы, ручья, перевала, домашнего очага, се¬мьи, дома и т.д. Боги восприимчивы и чувствительны к людскому «вниманию». Например, духа горного перевала следует поблагодарить за удачный переход, а хранителя источника — за чистую воду. В качестве благодарности алтайцы читают короткую молитву и завязывают белую ленточку на ветке дерева, которое называют шаман-деревом. Если не соблюдать уважения к богам, можно их огорчить, и начнуться неприятности и несчастья. Ленты повязывают в определённых местах пути следования на вершинах перевалов. В древнее время каждый собирающийся в путь знал, какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, заранее готовил ленты и брал их с собой. Значение подвязывания ленты заключается в том, что человек не только просит благополучия от Алтая, но и клянётся беречь традиции и обычаи, клянётся беречь природу Алтая. Повязывая ленту человек просит помощи, благосклонности к себе у духов гор, у хозяина Алтая. Подвязывание ленты — это выражение любви к Алтаю, к его природе. Каждому человеку надо знать определённые правила подвязывания ленты. Лента должна быть белой, из ткани не бывшей в употреблении, шириной 4-5 см, длиной 50-60 см, по продольной линии. Лента повязывается на ветке дерева или кустика петелькой или одним узлом, но не затягивается туго, чтобы не сорвать кору. Повязывающий ленту, про себя просит благополучия семье, удачной дороги самому, счастья детям. При подвязывании ленты алтайцы произносили благопожелания (алгыш) , при этом обращается к горе, как к живому человеку, потому что это богатыри, превратившиеся в горы, это предки нынешнего поколения. Если человек не знает слов благопожелания, то можно просто повязать ленту и простыми словами назвать гору, сказать: «Дай доброй дороги». Можно повязать ленту жёлтого цвета — это цвет солнца, голубого — цвет неба, розовый — цвет огня, зелёный — цвет полей. Дерево, на которое подвязывается лента, нельзя затёсывать, ломать и срезать ветки. Тому, кто это сделает, будет возмездие. Если с собой нет белой ленты, нужно выдернуть три седых волоса из гривы лошади, повязав по тем же правилам. В случае, если нет ни ленты, ни лошади, можно просто назвать гору или перевали попросить себе помощи. Можно положить в обусловленном месте серебряные монеты. Благопожелание перевалам, горам, рекам любой может выражать не только в пути, но и дома и просить о помощи своим детям, родным, отправившимся в дорогу.