Найти тему
m40r / AreaDNA

Психология Адвенчур Тайм: Стокгольмский синдром

Оглавление

За незамысловатый техникой, сбивчивостью повествования и внешне детской наивностью адвенчур тайма то и дело видна очень глубокая психологическая подкладка.

Мультсериал очень хорошо изображает как исключительно здоровые и теплые отношения персонажей (с физической контактностью, спонтанностью и здоровой бесцеремонностью, незапрограммированностью - скажем, в случае Финна и Джейка), так и неприглядные, опасные тенденции в отношениях. Точность и емкость, с которой такие ситуации преподносятся, заставляют предполагать очень глубокое понимание людей, и то, что на английском называется "сердце на правильном месте". Иногда это делается довольно открыто, даже с "терминологией наголо". Это, безусловно, случай Маленького Мантикоры. #Мультсериал не придумал сам концепт существа - монстр-химера, представляющий собой льва с лицом мужчины, известен из средневековой мифологии. О размерах в темные века ничего не говорили, и их мы еще упомянем - позже.

История маленького Mантикоры нам известна лишь фрагментарно, как и многие сюжетные линии АТ. И это позволяет продолжать самостоятельно безудержную работу фантазии создателей за пределы экрана.

В бутылочной тюрьме
В бутылочной тюрьме

Маленький Мантикора

- не единственный представитель своего рода в Земле Ууу. Мы видим и других мантикор более солидного размера на горе Wild Trap (“Дикая ловушка”) - они обозначены именно как “Мантикоры нормального размера”, как бы с целью подчеркнуть фрустрацию Маленького насчет размеров собственных. Можно предположить, что именно эта гора и является их природным местообитание, и что низведение данного персонажа до миниатюрности - дело рук Волшебного Чела - негодяя-рецидивиста космических масштабов. И хроническое абьюзерство, и эти самые масштабы роднят ВЧ с целой плеядой паршивых родителей, дети которых являются как раз излюбленными персонажами АТ - от отца Марселин до самодельных родственников Принцессы Бубльгум.

Концепция семьи в исполнении АТ очень проста - семья призвана портить жизнь и разочаровывать снова и снова.

Есть и семейные трения в марсианской фамилии ВЧ (в общем, он сам этими трениями и является), однако речь сейчас не о нем. Изолированный (не требуется знать других персонажей для понимания) и компактный (всего несколько появлений за все 10 сезонов) случай Маленького Мантикоры еще и очень прозрачный, явный. Чего стоит одна только фраза "Из-за тебя у меня какой-то синдром заложника (Стокгольмский - МО), мне нужна терапия".

Мы знакомимся с ММ в стационарном состоянии - он находится в прозрачной бутылке на полке загаженного дома ВЧ. В таком виде он, видимо, пробыл достаточно долгое время, являясь единственным объектом домашнего (дома же!) насилия со стороны очень прокачанного в этом древнем искусстве персонажа. Сама по себе ситуация "загнанности в бутылку" - отличная, простая до элементарности модель насильственных отношений, что называется, "сферических в вакууме". Действительно, Мантикора абсолютно идеально виден со всех сторон в прозрачной бутыли, предназначенной для склеенного парусника. Он абсолютно несвободен в своих перемещениях - как за счет надзора, так и за счет того ,что его апартаменты лишь немногим больше его самого. В довершение всего, в таком положении он не может ни сопротивляться, ни даже укрыться от развязной болтовни и издевательств ВЧ. Надо ли удивляться чисто виктимному (описывающему положение #жертвы) поведению ММ?

Среди считанных фраз и деяний Мантикоры - постоянное самообвинения и озвучивание собственной несостоятельности ("я психологически бессилен") и компульсивная, “сдавленная” забота и опека окружающих, их поощрение и похвала, даже возвеличивание. Нулевая самооценка при этом имеет место на фоне вполне себе внушающих дел - скажем, дотащить

Финна с Джейком вместе до Города Волшебников и долететь на самых скромных крыльях до околоземной орбиты Голба, более того - вернуться с ним "на борту". Таким образом, немощь Мантикоры оказывается заученной и кажущейся: стоит ему забыть об этих внушенных качествах, как выясняется, что их и нет вовсе. и это тоже прекрасный пример виктимного поведения. Оно воспроизводит ситуацию насилия в отношении травмированного персонажа даже если #агрессор в явном виде отсутствует. Он оказывается незримо присутствующим в голове жертвы, модифицируя ee поведение под себя.

Желанная месть
Желанная месть

Другая, и пожалуй самая важная черта поглощенного мучительной ситуацией насилия MM - его застревание в этой самой ситуации. Она поглощает все его внимание и другие аспекты жизни - это особенно характеристично для синдрома жертвы. А именно: освобожденный из своей "бутылочной тюрьмы" Финном и Джейком, как он называет ее в проникновенном монологе "в пространство", он тут же назначает себя пребывающим в “тюрьме стыда”. Та же мышеловка перещелкнулась в новое положение, в новый сорт несвободы. Кстати сказать, именно этот диалог - первый крупный план на MM. Благодарность и живое движение навстречу героям подавляются, назначаются обоснованием свежего проступка и загоняют Мантикору глубже. что было с ним после? Известно, что вскоре он сам вернулся и оказался ровно там где был - на полке в бутылке, рядом с чуть не единственным сентиментальным в довольно бедном мире этого злодея - фото умершей жены Марглс. Для тиранов - а ВЧ несомненный тиран и террорист в придачу - вообще характерны опредмечивать того, с кем они "общаются". Кого используют в своих ходульных насильственных играх. Люди-предметы управляемы, бессильны и в общем безгласны - важны не их индивидуальность и возможности, и факт отчужденоного наличия. они - трофеи и собственность, оттого и на полке. Что еще есть на полке друзей ВЧ? Там находится фото Марглс - умершей жены ВЧ, с которой некогда живые чувства очевидно порядком выцвели. Туда же отправляются при случае Финн и Джейк в своих кулинарных воплощениях ("завтрачный дуэт" - глазунья и каша). Привычка превращать людей в нелепые одушевленные предметы - несомненное хобби Волшебного еще в его бытность на Марсе. Мусорные баки, морские звёзды, сросшиеся руками и облысевшие граждане группами и поодиночке - вот известный его послужной список. Опять-таки эти люди оказываются обьектизированнымм и превращеными в безличные атрибуты чужой игры.

Почему же ММ вернулся в наихудшее для себя место? Потому что он глупый и слабый?

Потому что он "любит" ВЧ? ВЧ не любит никто! Мантикору, как "преступника" который на место "преступления" заставляет возвращаться (тут уже обошлось без кавычек) мучительная нерешенность травмируюшей ситуации. Иными словами, он вернулся в эту ситуацию с тем, чтобы пережить ее иначе - сжечь дом ВЧ или что-то в таком формате - а именно формате мести, эмоциональной отдачи, формате "ока за око". Но оказался неспособен - всесилие ли безумного ВЧ тут виной, или неспособность виктимизированного ММ к агрессии и чувству своей силы - остается лишь гадать. В таком виде "вернувшегося блудного сына" ММ активно помогает оказавшимся рядом в том же положении Финну и Джейку, действуя при этом уверенно и целенаправленно несмотря на даже продолжающееся самобичевание.

В какой-то момент ВЧ волшебным быть перестал - его трехчастную конструкцию "магия - безумие - тоска" угнала и присвоила Бетти - очень любопытный, одержимый единственной страстью персонаж. Она даже поселилась в том же доме и не изменяла его. Вот только ММ в этом хозяйстве оказался оказался не нужен. хоть о ошивался там некоторое время, а частности сравнивая Бетти и себя как…. Тут бы ему и заняться чем-то ещё! Ни в коем случае, он приступает к планированию мести - классической двойной подставы с целью получения волшебным челом "по попке". Предполагаются долгие дни тщательного планирования, изощренное подготовленное оружие (два бумеранга! Огнемет! - это вам не две пули в дежурном револьвере, это гурманство) и место действия - гора wild trap "дикая ловушка/подстава". Я бы предположил что это опять-таки его как мантикоры малая родина - такое продолжение травматического откатывания назад с целью "показать всем тем" естественно. Однако это уже чистая спекуляция. Опуская детали, опишем итог. Что мы видим вместо убийства более-не-волшебного чела на глазах брата, на вершине горы всяческих монстров из его возможного прошлого? Он сам спасает своих жертв - там где никто другой не мог. Означает ли это что MM снова "встрял", встал на новый круг старой пластинки? Возможно. однако возможно также что в этой сцене с шансом убить злейшего тирана своей жизни по своему усмотрению ММ пережил сцену старого насилия задом наперед. Такая сцена мести, несомненно здоровой мести, описывалась в мультсериале уже не раз. Мультик в этом отношении отнюдь не христианский и "око за око, зуб за зуб". Желанную сцену мести в том или ином виде применительно к неизменно паршивым в этой вселенной родителям создатели мульта предоставили Финну, Джейку, и не только. И именно такое разрешение в противовес смиренному терпению я считаю единственным настоящим здоровым исходом. Подчеркивая, что сама буквальная симметричная #расплата не требуется - а вот ее доступность и ответное развернутое переигрывание старой сцены необходимо.

Именно в этом мне видится рецепт эмоциональной отдачи и несомненно здоровой мести, восстанавливаюшей #справедливость в самом существенном - психологическом плане. Именно она позволяет избежать дальнейшего распроясывания насильника (который ведь и на других переключается!), как и самоусиливающегося застревания жертвы в не находящем удовлетворения травматическом переживании.

Иными словами радикальное, простое и полное излечение (лучше разрешение) виктимного поведения.