Найти в Дзене
Ирина Гаврилова

Ленд-лиз. Значение поставок союзников. Бескорыстная помощь или выгодная сделка?

24 июня 1941 г. в обращении к представителям прессы президент Ф. Руз- вельт заявил о необходимости оказания всей возможной помощи России, подвергнувшейся нападению Германии. Изначально у Ф. Рузвельта возникли трудности с оказанием этой помощи. Дело в том, что после окончания Первой мировой войны, в которой США понесли потери, пусть и несопоставимые с потерями европейских стран, был принят закон, запрещающий любое участие США в военных действиях, не угрожающих им непосредственно. Изыскивая пути оказания помощи государствам, противостоящим Германии, юрисконсульты министерства финансов США Э. Фоли и О. Кокс обратили внимание на закон 1892 г., когда во главе страны стоял президент Г. Гаррисон. Согласно этому закону, военное министерство имело право сдавать в аренду собственность армии, не являющуюся необходимой для страны в данный момент.

Рузвельту нужен был советский марганец, а Сталину – твердая валюта, а также новейшие военные технологии и станки. Обмен, скорее всего, был невыгодным для американцев, но Рузвельт пошел на сделку, что требовало от бюджета США выделения достаточно крупных ассигнований для финансирования торговли с Россией, поскольку у Кремля почти не было валюты. Рузвельт и здесь переступил через американские принципы того времени, которые требовали равноправной торговли с использованием свободно конвертируемой валюты либо золота как средство платежа, никакого клиринга и участия государственного бюджета в финансировании поставок сделок частных лиц.Так возникла идея ленд-лиза.

В январе 1941 г. билль о ленд-лизе был внесен в Конгресс США и после прохождения законодательных процедур в палате представителей и сенате 11 марта был подписан президентом Ф. Рузвельтом. Закон предоставил право президенту передавать военное оборудование правительствам стран, действия которых признавались жизненно важными для безопасности Соединенных Штатов. Первыми были Англия и Греция. 7 ноября 1941 г. Ф. Рузвельт распространил действие Закона о ленд-лизе на Советский Союз. Даже непримиримый противник большевизма премьер-министр Великобритании У. Черчиль в вечернем выступлении по радио 22 июня 1941 г. предложил «оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы только сможем».

Крупной технической сложностью в отношениях между СССР и США после 22 июня 1941 г. был валютный обмен. Советский Союз не имел достаточно резервов твердой валюты и золота, чтобы оплачивать американские поставки. У Вашингтона не было желания помогать Советскому Союзу бесплатно, поскольку это могло повлечь требования со стороны Англии, которая расплачивалась за поставки «живыми деньгами», предоставить ей и другим участникам антигитлеровской коалиции военные товары на тех же условиях. Советской стороне требовалась огромная, по тем временам, сумма для покрытия стоимости поставок – 1 млрд. долларов, что эквивалентно примерно 1% ВВП США в 1940 г. К тому же в марте 1941 г. США уже предоставили Великобритании кредит на сумму 7 млрд. долларов, что на 1 миллиард больше, чем все расходы США на оборону в 1941 г. Несмотря на это, США предоставили миллиардный беспроцентный заем Советскому Союзу уже летом 1941 г., то есть до подписания акта о распространении на Советский Союз «ленд-лиза». Закупки необходимых товаров должны были осуществляться по линии Внешторга. Американским судам разрешалось заходить в неоккупированные советские порты, счета советских организаций в США на сумму 39 млн. долларов были разморожены уже 24 июня 1941 г.

31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл из Англии конвой «Дервиш», доставивший первые танки «Валентайн» и «Матильда», боеприпасы и другое армейское снаряжение, остро необходимые СССР, несущему огромные потери не только в результате боевых действий, но и ввиду утраты промышленно развитых районов. О важности поставок можно судить на примере танков. Утверждение некоторых исследователей о том, что поставки танков в СССР были существенно меньше собственного производства, вполне справедливы. Действительно, за годы войны в СССР из США было отправлено 7500 танков, из Англии – 5218, а в СССР выпущено 110 тыс. Однако простое сложение и сравнение количества единиц вооружения говорит либо об умышленном искажении подлинного положения, либо о некомпетентности исследователя вопроса. В военном деле бухгалтерские методы неприемлемы. Итак, к декабрю 1941 г. в действующей Красной Армии остался 1731 танк, причем 1241 из них был легким, со слабой броневой защитой. С сентября по декабрь 1941 г. от союзников было получено 750 английских и 180 американских танков, что составляет более половины танков, имевшихся в Красной Армии на тот период.

1800 САУ, поставленных по ленд-лизу, составили 12% от числа произведенных в СССР, при этом 1100 из них были зенитными, которые в СССР практически не выпускались. Не выпускались отечественной промышленностью и бронетранспортеры, поставки которых из США и Англии составили 7179 единиц

Авторы некоторых статей о значении автомобильного ленд-лиза упорно повторяют миф о том, что основную нагрузку по перевозке военных грузов несли отечественные грузовые автомобили «Захар» ЗиС-5 и «Полуторка» (ГАЗ-АА), забывая, а может быть и не зная, что эти автомобили только условно можно считать отечественными, так как оба они выпускались на импортном оборудовании по лицензиям, купленным в США по решению ВСНХ СССР в 1930 г. Эти машины по американским стандартам относились к категории «коммерческих» и предназначались только для езды по дорогам с твердым покрытием, так как обладали совершенно недостаточной проходи- мостью для езды по грунтовым дорогам и преодолению пересеченной местности, особенно в условиях осеннее-зимней распутицы. Кроме того, будучи моделями конца 1920-х годов, к началу Великой Отечественной войны они безнадежно устарели.

Красная Армия остро нуждалась в высокопроходимых грузовых автомобилях для обеспечения фронта боеприпасами и топливом, буксировки артиллерийских систем, доставки в полевые танкоремонтные предприятия тяжелых агрегатов для установки на их шасси пусковых установок знаменитых «Катюш» БМ-13 и других моделей. На помощь пришли поставки по ленд-лизу. Всего было получено, главным образом из США, более 470 тыс. автомобилей разных моделей. Как артиллерийские тягачи наиболее эффективными были Studebaker US-6 (6х6), Dodge WC-51 (4х4), Willys MB (4х4) и полностью идентичный ему Ford GPW (4х4). Большое значение имели поставки высокооктанового авиационного бензина, составившие более 1,5 млн. т, а также продовольствия, медикаментов, обуви и другого обмундирования.

Про «ленд-лиз» российские читатели и многие историки знают, что он занимал 4% (как в советской историографии) или 7% (как у Н. В. Бутениной) от стоимости общего выпуска военной продукции в СССР.

В 2004 г. вышла работа Н. В. Бутениной «Ленд-лиз: сделка века», основанная во многом на западной историографии конца прошлого века, статистика которой по военному производству у нас вызывает сомнения. Бутенина пишет в одном месте, что по ленд-лизу в СССР было поставлено 14.203 боевых самолета и 6.196 танков (Бутенина, 2004. С. 283), но в другом месте в ее книге приведены гораздо более высокие цифры – 22.206 военных самолетов и 12.665 танков (Бутенина, 2004. С. 288). Конечно, на фоне приведенных официальных (энциклопедических) данных выпуска Советским Союзом только танков за июнь-декабрь 1942 г. – 13.300 шт. (Бутенина, 2004. С. 284) (заметим, это — уже данные постсоветской историографии) ленд-лизовские поставки выглядят достаточно скромно. Отсюда Н. В. Бутенина сделала вывод, что удельный вес поставок по ленд-лизу в общем объеме промышленного производства СССР в годы войны составил 7% (Бутенина, 2004. С. 183).

Тем не менее, анализ документов по ленд-лизу показывает, что значение поставок западных союзников ограничивалось далеко не 7% от валового выпуска военной продукции СССР.

При стоимостной оценке «ленд-лиза» в сравнении со стоимостью советского военного производства не понятно, в частности, в какой валюте исчислять общую стоимость произведенной в СССР продукции, поскольку при плановой и при капиталистической экономиках действуют совершенно разные системы ценообразования. Соответственно, советский рубль нельзя конвертировать для целей экономического анализа в другие валюты, исходя из официально установленного на то время курса, так как рубль имел совершенно иное содержание в хозяйственной жизни.

Элементарное сопоставление цен между СССР, США и Германией показывает нам, что доллар в начале Великой Отечественной войны фактически должен был стоить не 5,5 рублей, как было официально заявлено, а 15 рублей, такое же было отношение рубля к рейхсмарке. Поэтому ВВП СССР в предвоенный период оказался сильно завышен послевоенными исследователями.енно, завышена была стоимость и военных расходов Советского Союза – как минимум в 2,5 раза.

-2

Если уйти от проблемы стоимости, и обратиться уже к проблемам чисто военной экономики, то получается, что помощь по линии «ленд-лиза» была незаменима в переломном 1942 году. Да и в 1943-1944 гг. СССР получил от западных союзников алюминия в масштабах 125% от национальной выплавки. К этому надо добавить, что вес поступивших в СССР по линии «ленд-лиза» самолетов равен примерно весу годового советского выпуска периода Великой Отечественной войны. На основе таких соображений в одном из изданий был сделан вывод, что западные союзники обеспечили три четверти поступлений военной авиации в Советскую армию за весь период Великой Отечественной войны (Великая Депрессия, 2016. С. 153).

Общий вес стальных продуктов в составе «ленд-лиза» для СССР составил 2.591.527 т, ферросплавов и неферросплавов 797.721 т. Всего по группе А (металл и металлические полуфабрикаты полуфабрикаты) было поставлено 3.499.992 т продукции. ГСМ в СССР поступило 2.849.173 т, химикатов – 820.422 т. Общий вес сырья и полуфабрикатов составил 7.183.659 т., или около 40% от всего веса «ленд-лиза» для СССР.

По данным Г. А. Куманева и Н. И. Рыжкова, суммарный вес поставленного по «ленд-лизу» продовольствия составил чуть менее 4 млн. т. (Рыжков, 2012, С. 319; Рыжков и Куманев, 2014). При этом надо учитывать, что для военной экономики большое значение имеет не любое продовольствие, а переработанное и подлежащее консервации и длительному хранению сырье. В СССР было поставлено 787 тыс. т мясопродуктов, в основном консервов и солонины. Если «конвертировать» почти 0,8 млн. т уже готовых к употреблению мясопродуктов в чисто фронтовые снабженческие категории, то этим количеством можно было кормить 2 млн. человек на протяжении полутора лет (Великая Депрессия, 2016. С. 153).

Боевой вес 22.206 «ленд-лизовских» военных самолетов определить сейчас трудно в точности (тем более, после доводок и модификаций в СССР боевой вес иностранных самолетов мог немного меняться, поэтому и по другим причинам мы будет говорить просто о примерном весе самолетов).

-3

Таким образом, общий примерный вес по всем основным поставленным в СССР моделям боевых самолетов (мы не учли транспортную авиацию) составил около 65,7 тыс. т в сравнении с 260 тыс. т всего боевого веса произведенных СССР боевых самолетов. Получается, что поставки «ленд-лизовской» боевой авиации составили по весу примерно среднегодовой выпуск советского авиапрома.

Остановимся на еще одном важном экономическом вопросе – железнодорожном полотне. Каждый килограмм стали в СССР в годы войны был на счету, поэтому производство рельсов (а оно требовалось и для восточных регионов в условиях перестройки народного хозяйства на военный лад) должно было отвлечь от производства оружия немало стали. В этой связи серьезно помогли «ленд-лизовские» поставки рельсов: во время войны 83,3% общего объема рельсов широкой колеи было обеспечено за счет поставок западных союзников (Рыжков и Куманев, 2014), что позволило сэкономить 500-600 тыс. т стали высоких сортов для непосредственно выпуска оружия (Рыжков и Куманев, 2014) (это эквивалентно примерно трети всех выпущенных в СССР в 1942-1944 гг. бронелистов для танков).

При анализе «ленд-лиза» необходимо делать акцент на начальном этапе Великой Отечественной войны, поскольку поставки по «ленд-лизу» имели наибольшее значение именно тогда, а не в 1943-1945 гг., после полной загрузки советского военно-промышленного производства и разгрома вермахта под Сталинградом.

Поставки по ленд-лизу шли в СССР вплоть до 20 сентября 1945 г. Р. Джонс, основываясь на военных отчетах президентов США Конгрессу, считает, что СССР было поставлено товаров на 10,2 млрд дол. США и оказано услуг на 0,7 млрд дол. США. Под услугами понимаются перевозки на американских судах, ремонтные работы, судовое снабжение, бункеровка, обучение советских экипажей.

С 1946 г. начались переговоры по погашению задолженности по ленд-лизу. В соответствии с соглашением администрация Трумэна не требовала денег за военные материалы и оборудование. Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 г. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, постольку американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд дол. США. Но через год сократили сумму вдвое. На переговорах 1948 г. советские представители высказали готовность оплатить 170 млн дол. США. Не согласные с такими цифрами американцы прервали дальнейшие переговоры об оплате поставок. Переговоры возобновились в период Корейской войны в 1951 г. Американцы сократили сумму долга до 800 млн, Москва настаивала на оплате 300 млн дол. США. Идею обращения в Международный арбитражный суд СССР не поддержал. Следующий этап переговоров проходил в более благоприятной атмосфере после смерти Сталина. СССР согласился вернуть Америке 127 судов и уничтожить 90 боевых кораблей. По подсчетам американцев, в СССР должно было находиться 138 пароходов. Как стало известно позже, пять из них принимали участие в перевозке ракет на Кубу в период Карибского кризиса.

Новый этап в урегулировании послевоенных расчетов по ленд-лизу начался в период разрядки международной напряженности в 1970-е гг. В октябре 1972 г. между СССР и Америкой было подписано торговое соглашение. Приложение к нему содержало гарантии выплат долгов со стороны СССР по Четвертому протоколу. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить задолженность в размере 722 млн дол. США, включая проценты, к 2001 г. Американское правительство, в свою очередь, брало обязательство создать для Советского Союза режим благоприятных возможностей в торговле, предоставления экспортных кредитов, страхования и пр. До июля 1973 г. СССР провел три платежа на общую сумму 48 млн дол. США. Но постепенное охлаждение межгосударственных отношений привело к прекращению дальнейших выплат. Новый виток переговоров о военных долгах состоялся в 1990 г. во время визита М.С. Горбачева в США. На июнь 1990 г. эта сумма составляла 674 млн дол. США, что составляет 0,44% всего внешнего долга России и официального долга России США (без задолженности американским банкам и инвестиционным фондам).

США простили более значительные задолженности другим государствам. В отношении с СССР долг по ленд-лизу оставался рычагом давления в условиях конфронтации. После распада СССР Россия стала его правопреемницей, а, следовательно, вынуждена была признать свою ответственность по ленд-лизовскому долгу. С учетом новых кредитов, полученных от США нашей страной, возврат ленд-лизовских долгов выглядит проблематично.

Отдельно стоит упомянуть миф об оплате поставок золотом сразу после их получения. Поставки за период с 22 июня по 30 сентября 1941 г. были сделаны «не под ленд-лиз» и действительно были частично оплачены золотом. Но стоимость запроса о первоочередных военных поставках составила 145 млн дол. США. В счет погашения этой суммы СССР обязался поставить марганцевой и хромовой руды, асбеста, платины и других материалов на 100 млн дол. США, 10 млн оплачивались золотом, 50 млн передавались в виде ссуды. Но это был лишь первый этап, ничтожно малая часть от последующей, оказанной СССР помощи(всего за войну было поставлено товаров на 10,2 млрд дол. США).

По данным А. Почтарева, союзники поставили в СССР автомобилей почти в 2 раза, пороха почти в З раза, телефонного провода в 15, а паровозов в 22 раза больше, чем СССР производил в годы войны. Некоторым техническим поставкам, таким как вездеходы, радиолокационная аппаратура, гидроакустические станции, электронасосы, пневматические инструменты, многоканальные телефонные станции, в СССР не было аналогов. Поэтому лендлиз стал для СССР легальным каналом промышленной и технической модернизации. Советские конструкторы тщательно и кропотливо изучали полученную автоматику, двигатели, радары, радиостанции, различное оборудование и всевозможные приборы, копировали и пускали в производство.

22 июня 2004 г. в Москве, в школе 1262, расположенной в доме номер 6 по улице с красивым старомосковским названием Житная, открылся первый в мире музей «Союзники и Ленд-лиз».

Однако здесь пришлось столкнуться с противоречием между фактическим материалом, накопленным к тому времени, и официальным освещением в «исторической» литературе вопросов, связанных с ленд-лизом. Любые упоминания о нем предварялись утверждением, что поставки промышленных изделий, в том числе и вооружения, в СССР были незначительными, составляли всего несколько процентов от отечественного производства, а по техническому уровню уступали ему. О поставках продовольствия либо не упоминалось вообще, либо только вскользь и на обывательском уровне «тушенка – второй фронт», да и поставленного продовольствия хватило якобы на три дня питания армии. Эти утверждения никак не увязывались с документами и фотографиями фронтовых лет, собранными в коллекции музея, и кинохроникой, которая хоть и не часто, но все-таки появлялась на экране.

Источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/lend-liz-i-problema-rossiyskogo-dolga/pdf

https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-istoricheskiy-muzey-soyuzniki-i-lend-liz/pdf

https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-ekonomicheskoe-znachenie-lend-liza-dlya-sssr/pdf