Найти тему
Морская коллекция

Флот России. Российский Императорский флот. Список статей и справочные данные. Бета-версия.

-2
-3

-4

Список статей (кликабельно)-

  • Линейные крейсеры. Империя наносит ответный удар. "Измаил".
  • Эскадренные броненосцы. Кинозвезда мирового уровня. "Двенадцать апостолов".
  • Эскадренные броненосцы. Хозяйка Черного моря. "Екатерина II".
  • Эскадренные броненосцы. От Севастополя до Бизерты. «Георгий Победоносец».
  • Эскадренные броненосцы. Хотели как лучше. "Андрей Первозванный"
  • Эскадренные броненосцы. Флагман Черноморского флота. "Евстафий"
  • Эскадренные броненосцы. Славный балтийский линкор."Слава"

  • Минные заградители. Два капитана Порт-Артура."Амур".

  • Эскадренные миноносцы. Полвека на страже северной столицы."Сибирский стрелок".
  • Эскадренные миноносцы. Китайское чудо."Лейтенант Бураков".
  • Эскадренные миноносцы. Паршивая овца."Бедовый".
  • Эскадренные миноносцы. Прорыв обреченных."Властный".
  • Эскадренные миноносцы. Французские рыбки."Властный".
  • Эскадренные миноносцы. Свой среди чужих."Решительный".
  • Эскадренные миноносцы. Два героя одного боя."Сильный"

Флаги и вымпелы Военно-морского флота России (1668—1917 гг.) 1 Кормовой флаг (1668—1697). 2 Флаг России 1668 (Гюйс флаг). 3 Стеньговый флаг (до 1697). 4 Первый корабельный штандарт “флаг царя Московского” (1693—1699). 4a Вымпел российского суда Соловецкого монастыря 4б, 4в 5 .Имперский стандарт Российской империи 6 Флаг России. 7 Флаг Российского флота (Крепость 1699-1700). 8 Флаг кордебаталии (1700—1712). 9 Флаг авангарда (1700—1865) «Флаги вспомогательных судов». 10 Флаг арьергарда (1700—1865). 11 Гюйс и крепостной флаг. 12 Кормовой флаг (1710-1712). 13 Кормовой Андреевский флаг. 14 Георгиевский кормовой флаг (1819-1917) 15 Флаг второй дивизии (1797—1801) 16 Флаг третьей дивизии (1797—1801). 17 Флаг адмирала (1810— 1917). 18 Флаг вице-адмирала (1810—1917). 19 Флаг контр-адмирала (1810—1917). 20 Флаг коман­дующего флотом (1899—1917) 21 Знаменный военно-морской флаг (1837—1917) 22. Знаменный Георгиевский флаг (1819—1917). 23. Первый вымпел (до 1700). 24. Брейд-вымпел капитан-командора. 25. Вымпел кораблей, не входящих в состав дивизий (до 1865). 26. Вымпел кораблей 2-й, 4-й и 5-й ди­визий Черноморского флота (до 1865). 27. Вымпел кораблей 1-й дивизии Черноморского флота (1865). 28. Вымпел кораблей 3-й дивизии Балтийского флота (до 1869). 29. Георгиевский вымпел кораблей, комплектовавшихся личным составом Гвардейского экипажа (1819—1917). 30. Георгиевский вымпел, присвоенный линейному кораблю «Азов» (1828) и бригу «Меркурий» (1829)
Флаги и вымпелы Военно-морского флота России (1668—1917 гг.) 1 Кормовой флаг (1668—1697). 2 Флаг России 1668 (Гюйс флаг). 3 Стеньговый флаг (до 1697). 4 Первый корабельный штандарт “флаг царя Московского” (1693—1699). 4a Вымпел российского суда Соловецкого монастыря 4б, 4в 5 .Имперский стандарт Российской империи 6 Флаг России. 7 Флаг Российского флота (Крепость 1699-1700). 8 Флаг кордебаталии (1700—1712). 9 Флаг авангарда (1700—1865) «Флаги вспомогательных судов». 10 Флаг арьергарда (1700—1865). 11 Гюйс и крепостной флаг. 12 Кормовой флаг (1710-1712). 13 Кормовой Андреевский флаг. 14 Георгиевский кормовой флаг (1819-1917) 15 Флаг второй дивизии (1797—1801) 16 Флаг третьей дивизии (1797—1801). 17 Флаг адмирала (1810— 1917). 18 Флаг вице-адмирала (1810—1917). 19 Флаг контр-адмирала (1810—1917). 20 Флаг коман­дующего флотом (1899—1917) 21 Знаменный военно-морской флаг (1837—1917) 22. Знаменный Георгиевский флаг (1819—1917). 23. Первый вымпел (до 1700). 24. Брейд-вымпел капитан-командора. 25. Вымпел кораблей, не входящих в состав дивизий (до 1865). 26. Вымпел кораблей 2-й, 4-й и 5-й ди­визий Черноморского флота (до 1865). 27. Вымпел кораблей 1-й дивизии Черноморского флота (1865). 28. Вымпел кораблей 3-й дивизии Балтийского флота (до 1869). 29. Георгиевский вымпел кораблей, комплектовавшихся личным составом Гвардейского экипажа (1819—1917). 30. Георгиевский вымпел, присвоенный линейному кораблю «Азов» (1828) и бригу «Меркурий» (1829)
-6
Гюйс кораблей русского флота
Гюйс кораблей русского флота

Русский императорский флот — военно-морской флот России с 20 (30) октября 1696 или с 22 октября (2 ноября) 1721 по 3 (16) апреля 1917, второй вариант-более точный исторически, ибо привязан к провозглашению собственно Российской империи.

Писать краткую историю русского флота русскому человеку-серьезное испытание, ибо невозможно в компактный формат уместить то , что считаешь важным для флота своей страны за его многовековую историю, наполненную победами и поражениями, трагедиями и героизмом..

Поэтому буду краток, просто обозначая акценты и интересные ситуации.

Как писал знаменитый английский историк Ф. Джэйн, «существует распространенное мнение, что русский флот основан сравнительно недавно Петром Великим. Однако в действительности он по праву может считаться более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первые английские корабли, русские уже бились в ожесточенных морских битвах, и тысячу лет назад лучшими моряками своего времени были русские».

В былинные времена морские подвиги наших предков увековечивали в основном иностранные летописцы. Набеги русских эскадр на византийские владения начались еще в 9-м веке и хотя по датам, дублированию и прочим нестыковкам историки продолжают спорить, фактом остается существование у древних русов многочисленного флота, активно беспокоящего земли Византии и даже испанское побережье.

Массированные нашествия степняков и падение Византии отдалили русских от южных морей.

В 11-15 веках традиция уходит на северо-восток- в новгородские и верхневолжские земли, где появляются ушкуйники, своеобразные морские и речные казаки. То самостоятельно, разбоем, то по тайному заданию князей и посадников, то выполняя официальные поручения власти, ушкуйники контролируют торговый путь по Волге и Каме, Югру и даже бывают на Оби, пиратствуют на Балтике.

В 1187 году новгородские ушкуйники взяли тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну, капитально ее разграбили и, якобы, даже вывезли ворота, которые украсили Софийский собор в Новгороде.

Появление Золотой Орды стало стимулом для походов ушкуйников вниз по Волге с неоднократным взятием и разграблением города Жукотина и столицы Орды Сарай-Берке. Хан неоднократно жаловался русским князьям на чинимые ему ушкуйниками обиды.

Еще одним центром судостроения стал русский Север. Поморы на своих кочах добрались минимум до Шпицбергена. А Семен Дежнев в 1648 году дошел до Тихого океана.

Корабль "Фредерик" на рейде Нижнего Новгорода. 1636 год. ЦВММ  Худ. Петров-Маслаков
Корабль "Фредерик" на рейде Нижнего Новгорода. 1636 год. ЦВММ Худ. Петров-Маслаков

Корабли европейского образца стали появляться в России в 17- м веке. Первым стал корабль "Фредерик", построенный в 1636 году в Балахне гольштейнскими корабелами, которые использовали на нем флаг Гольштейна. Корабль с товаром вышел по Волге на Каспий, в Персию, но попал в шторм и выбросился на берег у Дербента, где и был разобран на сувениры местными жителями.

22 июля (1 августа) 1656 года русская гребная флотилия воеводы Петра Потёмкина одержала первую зафиксированную победу на море для нового флота. У острова Котлин была разбита шведская эскадра и взят первый трофей, 6 пушечная галера.

В этот период создание русского флота было связано с именем боярина Афанасия Ордин-Нащокина. В период войны со Швецией он построил на Западной Двине верфь по строительству кораблей для Балтики. По условиям мира строившийся флот был уничтожен, но деятельный боярин продолжил любимое дело на Волге. В 1667 году на Оке им были заложены 4 корабля. в т.ч. знаменитый 22-пушечный "Орел". "Орел" впервые получил в качестве флага триколор. Но во время восстания Степана Разина казаки "Орел" сожгли и затопили в Астрахани .

"Орел"
"Орел"

«Новое в России дело» Худ. Ю.Кушевский
«Новое в России дело» Худ. Ю.Кушевский

54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава». Реконструкция 2018 года.
54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава». Реконструкция 2018 года.

Создание же флота как стабильной структуры, заслуга Петра I. Для Азовского похода 1696 года в Воронеже было построено 2 галеаса, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов. 20 (30) октября 1696 года Боярская Дума приговорила утвердить создание военно-морского флота. Петр Великий был убедителен, по крайней мере его фразу про государя с двумя руками помнят до сих пор.

-12

Северная война со Швецией заставила создать и Балтийский флот. С 1702 года в устьях местных рек началось строительство галер, а для борьбы со шведским линейным флотом закупались и строились крупные парусные корабли. С 1703 по 1723 год главной базой флота служила строящаяся столица-Санкт-Петербург, а с 1723 года основные флотские организации переехали в Кронштадт.

В период с 1688 по 1725 год на российских верфях было построено около 1260 морских судов для Императорского флота России. Флоты были созданы последовательно на Белом море, Азовском море (с выходом к Черному морю ), Балтийском море и Каспийском море ( Русско-персидская война 1722-1723 гг. ). В 1700 году большинство моряков Императорского Российского флота были иностранцами. Но к 1721 году на флоте было 7215 русских моряков.

В 1725 году русский флот состоял из 130 парусных кораблей ( 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 брандеров и 77 вспомогательных судов) и 396 гребных кораблей(253 галеры и скампавеи и 143 бригантины). Корабли были построены на 24 верфях в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.

Офицерский состав комплектовался из дворян, которых первоначально обучали в европейских школах и в основанной в 1701 году школе математических и навигационных наук. Матросы набирались согласно рекрутской повинности. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

На 1720 год у Балтфлота было 25 боеспособных линкоров (для сравнения, у Швеции-22, правда у Британии-79). В 1723 году был заложен первый "стопушечный" линкор «Пётр Первый и Второй». Но после завершения Северной войны работы для балтийских кораблей не стало, в основном они гнили в портах, а новые корабли строились в минимальных количествах-1, редко 2 в год. А после смерти Петра флот был вообще забыт. На 1727 год в строю осталось 15 боеспособных линкоров и 4 фрегата.

В 1731 году в море, да и то недалеко, могли выйти всего 13 линейных кораблей. В относительном порядке содержался только галерный флот со штатом в 90 кораблей и плановой заменой выбывших. Естественно, с учебными походами ситуация была плачевной, в год в море выходило лишь несколько кораблей.

Положение флота изменилось с восшествием на престол Анны Иоанновны. По ее приказу возобновились регулярные учения с морскими походами, а на Адмиралтействе начали закладывать новые корабли после нескольких лет перерыва (66-пушечный корабль «Слава России» в начале 1731, еще два через год). 66 пушечные линкоры стали стандартными в русском флоте (16 из 27 по штату 1732 года).

В 1732 году была расконсервирована Соломбальская верфь под Архангельском, которая вскоре стала основным поставщиком кораблей Императорского флота. В 1731—1799 годах в Санкт-Петербурге (с Кронштадтом) было построено 55 кораблей, а в Архангельске — 100. Использование местной лиственницы, опытные поморы- мастеровые и близость ресурсов позволили строить корабли быстрее и дешевле.

Принятые меры принесли результаты . Уже в 1734 году, во время войны за польское наследство, Данциг был осажден с моря русской эскадрой Томаса Гордона из 14 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей.

Осада Данцига русскими войсками в 1734 году
Осада Данцига русскими войсками в 1734 году

Количество боеспособных кораблей почти удвоилось, в 1739 году в море мог выйти 21 линкор (правда 5-недалеко). В 1739 году было заложено 2 линейных корабля, в 1740 году — 3, а в 1741 году сразу 5 линейных кораблей.

Кроме того, в 1736-39 годах активно строились корабли для Днепровской и Азовской флотилий, шли войны с Турцией.

Василий Нестеренко. Триумф Екатерины II. Таврический зал Большого дворца в Царицыно. 2007
Василий Нестеренко. Триумф Екатерины II. Таврический зал Большого дворца в Царицыно. 2007

Звездный час русского флота наступил во второй половине 18-го века, в царствование Екатерины Великой. Главным стало южное направление, Российская империя отвоевывала у Османской свою часть Черного моря.

Впервые в новое время русские корабли увидели в Средиземном море. Во время Архипелагской экспедиции 1769-1774 годов русская эскадра Балтийского флота завоевала господство в Эгейском море. В 1770 году в Чесменском сражении адмирал Спиридов разгромил турецкий флот.

На Черном море в это время была взята Керчь, воссоздана Азовская и заново сформирована Дунайская флотилия. В 1783 году в состав России вошел Крым, в том же году в Херсоне был спущен на воду первый корабль для русского Черноморского флота.

Чесменский бой с турками в 1770 году. Картина И.Айвазовского
Чесменский бой с турками в 1770 году. Картина И.Айвазовского
Корабли Азовской флотилии входят в Ахтиарскую бухту. Май 1783 года. Художник  Яркин. ЦВММ.
Корабли Азовской флотилии входят в Ахтиарскую бухту. Май 1783 года. Художник  Яркин. ЦВММ.

Турецкий флот был достойным и сильным противником, в 1787 году он насчитывал 29 линейных кораблей и 39 фрегатов при значительном числе крейсерских судов, бомбардирских кораблей и галер. Но победа была на стороне России.

Взятие 66-пушечного турецкого корабля  "Мелеки-Бахри"  в сражении у Тендры 29 августа 1790 года. Художник А. Тронь  ЦВММ
Взятие 66-пушечного турецкого корабля "Мелеки-Бахри" в сражении у Тендры 29 августа 1790 года. Художник А. Тронь ЦВММ

Черноморский флот имел пять линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 г.), Балтийский флот - 23 линейных корабля и 130 фрегатов(скорее всего все-таки 30) (1788 г.).Помимо Балтийского и Черноморского флотов, действовали Каспийская, Беломорская и Охотская флотилии.

К 1791 году во флоте состояло 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов. Во второй половине 18 века российский флот имел четвертый по величине флот в мире после Великобритании, Испании и Франции. Не всем это нравилось.

«Высокомерие русского кабинета становится нетерпимым для европейцев. За падением Очакова видны цели русской политики на Босфоре, русские скоро выйдут к Нилу, чтобы занять Египет. Будем же помнить: ворота на Индию ими уже открыты», – писал в 1791 г. Уильям Питт-младший, премьер-министр Британии. Тогда он угрожал России, стремясь сколотить против нее союз с Пруссией: «Мы не только превратим Петербург в жалкие развалины, но сожжем и верфи Архангельска. Наши эскадры настигнут русские корабли даже в укрытиях Севастополя! И пусть русские плавают потом на плотах, как первобытные дикари».
-18

Председатель созданного в 1802 году комитета по улучшению состояния флота Воронов пришел к выводу, что «Россия не может считаться крупной военно-морской державой, но в этом статусе нет предсказуемой необходимости или преимущества».

Однако уже следующий император, Николай I в самом начале правления объявил, что «Россия должна стать третьей военно-морской державой после Англии и Франции и должна быть более могущественной, чем любая коалиция второстепенных военно-морских держав».

В 1802 году было создано Министерство морских сил (с 1815-Морское министерство ). После наполеоновских войн на некоторое время , в связи с упадком французского и испанского, российский флот стал вторым по величине в мире, сразу после британского.

С 1803 по 1855 год русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, сыгравших значительную роль в освоении Дальнего Востока .

В октябре 1827 года произошло уникальное событие. На одной стороне оказались давние взаимные неприятели. Объединенная русско-англо-французская эскадра в сражении при Наварине разгромила турецко-египетский флот для поддержки греческой войны за независимость. Командовал союзниками английский адмирал Э.Кодрингтон . Из 10 линкоров и 10 фрегатов союзного флота соответственно по 4 каждого были русские, нашей эскадрой командовал контр-адмирал граф Логин Петрович Гейден.

Наваринское сражение
Наваринское сражение
Амбруаз-Луи Гарнерэ. «Морское сражение при Наварине». 1827 г.
Амбруаз-Луи Гарнерэ. «Морское сражение при Наварине». 1827 г.

Шлюпы "Восток" и "Мирный" у берегов Антарктиды
Шлюпы "Восток" и "Мирный" у берегов Антарктиды

Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом Худ. М. Иванов
Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом Худ. М. Иванов

Вместе со всем миром русский флот вступил в эпоху пара. В 1826 году был построен первый военный 8-пушечный пароход «Ижора» (100 л. с.).

В 1836 году был построен первый русский пароходофрегат «Богатырь» (водоизмещение — 1340 тонн, мощность 240 л. с., 28 пушек).

Смотр Черноморского флота в 1849 году. Картина И.Айвазовского.
Смотр Черноморского флота в 1849 году. Картина И.Айвазовского.

пароходофрегат «Богатырь»
пароходофрегат «Богатырь»

В 1853 году Военно-морской флот Российской империи состоял из Черноморского и Балтийского флотов, Архангельской, Каспийской и Сибирской флотилий, общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и 91000 человек личного состава. Черноморский флот включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др.

Синопское сражение с турками в 1853 году. Картина И.Айвазовского.
Синопское сражение с турками в 1853 году. Картина И.Айвазовского.

Из-за просчетов русской дипломатии Россия после начала в 1853 году очередной войны с Турцией оказалась в международной изоляции. Начавшаяся славной победой при Синопе война переросла в столкновение со всем западным миром. Англия, Франция и примкнувшая к ним Сардиния выступили на защиту Турции. Австро-Венгрия , находившаяся в состоянии враждебного нейтралитета, заставила держать основные и лучшие силы армии на западной границе. Гвардия защищала Санкт-Петербург.

Бой между российским пароходом « Владимир» и османско-египетским пароходом « Перваз-и Бахри» 5 ноября 1853 года - одно из первых в истории сражений пароходов.
Бой между российским пароходом « Владимир» и османско-египетским пароходом « Перваз-и Бахри» 5 ноября 1853 года - одно из первых в истории сражений пароходов.

С точки зрения флота Россия воевала с морскими державами номер один и номер два. И парой из второго ряда. Столкновения с союзниками во время Восточной или Крымской войны шли на морских окраинах империи-в Крыму, в Финском заливе, на Севере, на Камчатке. Ценой огромных потерь союзникам удалось захватить часть Крыма и половину Севастополя. У столицы союзный флот был отогнан с помощью нового оружия -морских мин. На Севере и Камчатке эскадры и десанты союзников были отбиты силами местных гарнизонов и ополчения.

Британский флот, назначенный для действий на Балтике, покидает порт Спидхэд. 1854 год
Британский флот, назначенный для действий на Балтике, покидает порт Спидхэд. 1854 год

Некоторые считают Восточную войну репетицией мировой войны. Все-таки активно участвовали три тогдашние сверхдержавы и две державы региональные, а боевые действия шли от Одессы до Петропавловска.

Хотя империя поражения не потерпела, но к столкновению со всем "цивилизованным миром" и изоляции оказалась не готова.

У флота же произошел надлом, намеченный ранее "англобоязнью". Черноморский флот ничего не смог противопоставить эскадре вторжения, самоликвидировавшись и передав пушки и моряков на сухопутную оборону Севастополя. При этом показав чудеса героизма в сражениях на севастопольских бастионах.

Адмиралы Черноморского флота в это время-Павел Нахимов, Владимир Корнилов и Владимир Истомин бесстрашно руководили Севастопольской обороной, но потеряли флот без боя. Причины и суть этой трагедии-тема отдельного исследования.

-28

-29

По результатам Парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Чёрном море. Ей было оставлено право лишь на несколько небольших кораблей. Но на тот момент даже их не было. Пришлось перегонять сюда в 1857-1858 годах шесть корветов («Зубр», «Рысь», «Удав», «Буйвол», «Вепрь» и «Волк») с Балтийского флота.

Позже для нужд флота уже в Николаеве были построены парусно винтовые корветы «Сокол», «Ястреб», «Кречет», «Львица» и «Память Меркурия». Заложенный в Николаевском адмиралтействе во время войны корвет «Воин» не прошел приемку по водоизмещению и стал транспортом.

Для обороны же Севастополя по проекту адмирала Попова были построены два уникальных круглых броненосца береговой обороны типа "Новгород". Их боевые качества до сих пор предмет дискуссий в народных массах. Но других броненосцев на Черном море у нас тогда не было.

Ограничения Парижского мира были сняты в 1871 году, после падения Второй империи во Франции. Но к войне с Турцией 1877-78 годов флота на Черном море так и не появилось, поэтому в ход пошло все что плавает-переоборудованные пароходы РОПиТа ( «Великий князь Константин», «Владимир», «Веста», «Россия», «Ливадия» и другие), паровые катера для шестовых мин и т.д.

Несмотря на героизм русских моряков (бой "Весты", дерзкие атаки турецких кораблей русских лейтенантов на паровых катерах с шестовыми минами и первыми торпедами) и армии, очередная победа над Турцией была неполной. В Константинополь вошла британская эскадра, обозначив для наступающих русских "красную линию". На Берлинском конгрессе результаты русской победы были сильно урезаны.

Необходимость восстановления на Черном море полноценного флота стала очевидной.

Эскадра вице-адмирала Фипса Хорнби, проходящая через Дарданеллы...  1878 г
Эскадра вице-адмирала Фипса Хорнби, проходящая через Дарданеллы...  1878 г

До программы 1882 года главным и фактически единственным флотом империи был Балтийский флот. Здесь в 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй, канонерская лодка «Опыт». В 1869 году был заложен первый броненосец, предназначенный для плавания в открытом море, «Пётр Великий» . Оборона подступов к столице с моря была возложена на десятки броненосных плавбатарей, мониторов и броненосцев береговой обороны.

За океаны отвечал крейсерский флот. Его активно использовали для морских исследований, демонстрации флага, а также для "силовой дипломатии". После начала гражданской войны в США две эскадры русских крейсеров прибыли на западное и восточное побережье. Всего одиннадцать кораблей, но политический эффект был значителен.

-31
Корвет Витязь, фрегат Александр Невский, фрегат Пересвет, корвет Варяг и фрегат Ослябя в Нью-Йорке
Корвет Витязь, фрегат Александр Невский, фрегат Пересвет, корвет Варяг и фрегат Ослябя в Нью-Йорке

Покровителям польского восстания 1863 года была продемонстрирована возможность асимметричного ответа, а дружественные тогда США получили необходимую им поддержку.

Вообще при Александре II, а особенно III наш флот весьма умело освоил тонкости дипломатии. Русские корабли ходили по всему миру, изучали акватории, показывали флаг, если надо, защищали честь державы. Дипломатия "с пушками" была весьма эффективна, Россию знали, уважали и, когда надо, опасались. У адмиралов той поры были стальные... нервы и в критической ситуации даже англичане предпочитали разойтись краями.

Основным инструментом этой дипломатии были броненосные фрегаты, ставшие позже броненосными крейсерами. Русские еще с "Генерал-адмирала" осознали значение таких кораблей в качестве угрозы британским коммуникациям. Причем их эффективность зависела только от наличия. Англии приходилось постоянно учитывать эту угрозу и выделять гигантские ресурсы на ее нейтрализацию.

В итоге до Ходынской трагедии России удавалось решать свои задачи без единого выстрела и сравнительно небольшими ресурсами.

Императорская яхта "Держава" в окружении боевых кораблей Художник Блинов ЦВММ
Императорская яхта "Держава" в окружении боевых кораблей Художник Блинов ЦВММ
Маневры Балтийского флота. 1880 год. Художник Петров-Маслаков ЦВММ
Маневры Балтийского флота. 1880 год. Художник Петров-Маслаков ЦВММ

С воцарением Николая II все изменилось. В связи с растущей угрозой на Тихом океане, вызванной во многом неуклюжей царской дипломатией, России пришлось создать в короткое время огромный флот, но разделенный на три практически автономные части. Черноморский был заперт проливами, овладение которыми было чуть не основной целью империи, Балтийский был отделен от Владивостока парой десятков тысяч миль без баз и угольных станций в пути. Кроме того, Северный Ледовитый океан также требовал внимания, в регион активно проникали иностранцы.

Если программа 1882 года в целом обоснованно распределила приоритеты и позволила создать океанский флот для решения текущих задач, то программы 1895- 1898 годов предполагали резкий рост военного флота, что превышало возможности отечественной промышленности, предельно напрягало бюджет и не было обеспечено развитием инфраструктуры, подготовкой обученных кадров, ремонтными возможностями и т.д. Кроме того, выделяя сотни миллионов на новые корабли, правительство с упоением экономило на боевой учебе, огневой подготовке, оптимизации боеприпасов и своевременной модернизации артиллерии.

К 1898 г., согласно судостроительной программе, принятой в 1895 г., для пополнения Тихоокеанской эскадры сооружалось одновременно 7 броненосцев, 2 крейсера первого ранга, броненосец береговой обороны, 2 канонерские лодки, 1 минный крейсер, 1 минный тральщик и 4 контрминоносца общим водоизмещением в 124 тыс. т и стоимостью в 66 млн. рублей. Все судостроительные верфи России были загружены до предела. Общая стоимость программы была определена в 326 млн. рублей. Однако этих средств оказалось недостаточно, и в 1898 г. было отпущено на «срочное сооружение новых судов» еще 90 млн. рублей. Через пять лет, в 1903 г., царь утвердил новую программу, которой предусматривалось построить 4 эскадренных броненосца, 2 крейсера, 2 заградителя и 2 подводные лодки. В запланированную на ее выполнение сумму — 90,6 млн. руб. — морское ведомство не уложилось, и расходы возросли до 96,6 млн. рублей 5. Таким образом, перед войной с Японией самодержавие выделило на военно-морское строительство 512,6 млн. руб.

А ведь одновременно вкладывались гигантские средства в создание порта им. Александра III(Лиепая), строился Романов на Мурмане (Мурманск)....

Чудовищное напряжение сил страны при чудовищной распылении их на все обострившиеся враз нужды. В итоге развитие промышленности немногим продвинулось с уровня 70-80-х годов, качество постройки из-за использования низкоквалифицированной рабочей силы и особенностей работы Морского ведомства упало, мощностей по судоремонту не хватало даже на Балтике.

Отсутствие продуманного плана приводило к тому, что либо в России не хватало верфей для размещения заказов, либо, через пару лет всему судостроению грозил коллапс и потеря компетенций в связи с отсутствием заказов. Крупные боевые корабли стали активно заказывать за границей. Основные зарубежные заказы размещались во Франции, где у генерал-адмирала русского флота были свои интересы. Заказы получали также американцы, немцы и датчане.

Русский флот не прошел модернизационное обновление, подобное тому, что устроили англичане в середине 80-х своему. Взамен у нас в то же время появился новый генерал-адмирал Великий князь Алексе́й Алекса́ндрович. Можно заметить, как русская кораблестроительная школа в это время начинает терять свою самобытность, становясь придатком французской.

Однако крупные инвестиции сделали свое дело, к концу 19-го века Россия имела третий флот в мире, по списочному составу. А реальную оценку боеспособности дала вскоре русско-японская война 1904-1905 годов.

В конце 19-го века Российская империя "отжала" у Китая "отжатый" ранее Японией Квантунский полуостров с новой базой для флота-Порт-Артуром. Это не только стало катализатором японской агрессивности, но и ввергло империю в новые гигантские расходы. Оборудование базы, строительство рядом коммерческого порта Дальний, железной дороги к Порт-Артуру встало России в дополнительные затраты на десятки миллионов рублей. При этом ни Порт-Артур ни Владивосток "до ума" так и не довели.

В 1897 боевые силы Балтийского и Черноморского флотов состояли из 12 эскадренных броненосцев, 21 броненосца береговой обороны, 12 крейсеров I ранга и 11 крейсеров II ранга (всего 66 кораблей I и II рангов).

-35

Ночью с 8 на 9 февраля 1904 года японские миноносцы Объединенного флота адмирала Того атаковали базу русского флота в Порт-Артуре. В тот же день в Чемульпо японская эскадра беспрепятственно высадила войска. Канонерская лодка "Манджур",находившаяся в Шанхае, японскими кораблями была принуждена к интернированию.

В японских портах и в море было захвачено несколько русских гражданских судов:

«Екатеринослав» (Добровольный флот) – 24.01.1904 г. около корейского порта Фузан; «Мукден» (КВЖД) – 24.01.1904 г. в корейском порту Фузан;
«Россия» (РОПиТ) – 25.01.1904 г. при следовании в Японию у о. Найпинг;
«Аргунь» (КВЖД) – 25.01.1904 г. в Корейском проливе при следовании со срочным рейсом в Нагасаки;- «Манчжурия» (КВЖД) – 25.01.1904 г. при стоянке на ремонте в Нагасаки;- «Малайя» - при стоянке в Сасебо (?);
-
«Котик» («Тихоокеанское китобойное и рыбопромысловое акционерное общество графа Г. Г. Кейзерлинга») – 24.01.1904 г. при стоянке в Сасебо (?);- «Михаил» (Кейзерлинг) – 28.01.1904 г. японским авизо «Мияко», северо-восточнее островов Цусима в проходе Броутона;- «Николай» (Кейзерлинг) – 28.01.1904 г. японским авизо «Мияко», возле восточного побережья Кореи;- «Манчжурия» (Русское Восточно-Азиатское пароходство или пароходство А.А. Трапани) – 27.01.1904 г. при доставке боевых припасов для русской эскадры перехвачен 3 боевым отрядом у Порт-Артура. Кроме того, 26.01.1904 г. в порту Чемульпо был сожжен и затоплен своим экипажем пароход «Сунгари» (КВЖД).Здесь данные по старому стилю.

Японцы не гнушались и совсем небольшими мирными судами. Начало войны застало суденышко с грозным названием "Бобрик" на берегу Хоккайдо в состоянии срочного ремонта. Так как международное право предоставляло право захвата судов воюющей державы только на плаву, то после нескольких кругов вокруг сухопутного китобоя, японцы нашли решение- собрав толпу подданных микадо, доволокли кораблик до воды и подняли над ним триколор. А затем под крики "банзай" приватизировали "Бобрика".

После сражения Чемульпо русский флот потерял бронепалубный крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец". Атакой миноносцев в Порт-Артуре были повреждены два новейших броненосца и один крейсер. Несмотря на потери, первый бой с Объединенным флотом наутро закончился ретирадой японцев. Попытки заблокировать русскую эскадру затоплением брандеров у японцев не удались. Но инициативу русский флот уступил японцам. Попытка активных действий со стороны адмирала Макарова закончилась подрывом броненосца "Петропавловск" и гибелью Макарова 13 апреля 1904 года.

Единственной крупной победой русского флота за войну стала гибель 15 мая на русских минах двух японских броненосцев за один день .

Однако пассивная тактика командования эскадры не позволила использовать этот шанс. Не удалось добиться успеха и в упорном, но фаталистичном бою в Желтом море. Ушло всего несколько кораблей, которые были интернированы в китайских портах. Порт-Артурская эскадра потеряла боевое значение и была уничтожена в гавани базы осадной артиллерией японцев.

Крейсерская эскадра во Владивостоке была использована не на полную мощность, повреждения с учетом плачевного состояния рембазы выводили корабль из строя на всю войну. 1 августа 1904 года в бою в Корейском проливе героически погиб броненосный крейсер "Рюрик", вышедший с Владивостокским отрядом крейсеров навстречу прорыва порт-артурской эскадры.

Отправленная на поддержку осажденной в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры 2-я Тихоокеанская эскадра Балтийского флота , под командованием адмирала Зиновия Рожественского, после долгого, тяжелого и беспрецедентного перехода на Дальний Восток, была разгромлена в двухдневном сражении при Цусиме 27-28 мая 1905 года. Разнородная эскадра из старых тихоходных и новых, но не освоенных и не доведенных до ума, кораблей, повторила судьбу испанской эскадры адмирала Сервера в бою у Сантьяго.

В 1903 году германская компания Germaniawerft в Киле завершила строительство первой в Германии подводной лодки "Форель" . Подводную лодку посетил кайзер Вильгельм II, а принц Генриху Прусский даже сходил на ней в короткий поход. В апреле 1904 года Императорский флот России получил "Форель" и заказал еще две подводные лодки типа « Карп » . Все три лодки по Транссибу были отправлены во Владивосток. "Карп" стал основой, на которой была создана первая немецкая подлодка U-1. К концу 1904 года во Владивостоке собралось семь подводных лодок ( немецкого и американского производства). 14 февраля 1905 года « Сом» и « Дельфин» совершили первый боевой выход. 29 апреля 1905 года состоялся первый огневой контакт с противником, два японских миноносца обстреляли подлодки и ушли, не добившись попадания. 1 июля "Кета" обнаружила в Татарском проливе пару японских миноносцев, но не смогла быстро погрузиться и японцы ушли.

За два года войны Российская империя лишилась практически всего флота. Не пострадал только Черноморский. Российский Императорский флот с третьего в мире стал шестым.

-36
-37

-38

Только катастрофа заставила власти страны модернизировать систему управления и организации подготовки флота. В мае 1906 года наряду с Главным морским штабом был организован Морской генеральный штаб, занимавшийся оперативной работой. 19 марта 1906 года указом императора Николая II был создан подводный флот.

6 июня 1907 года императором была утверждена Малая судостроительная программа, до 1911 года планировалось достроить уже заложенные суда и заложить для БФ 4 броненосца и 3 подводные лодки, а также новую морскую базу; а для ЧФ — 14 эскадренных миноносцев и 3 подводные лодки).

«Десятилетняя программа судостроения (1910—1920 гг.» или «Большая судостроительная программа», в итоговом варианте предусматривала строительство для БФ: 8 линейных кораблей, 4 линейных крейсеров, 18 эскадренных миноносцев и 12 подводных лодок; для ЧФ — 9 эскадренных миноносцев типа «Новик» и 6 подводных лодок; судов для и Флотилии Тихого океана, а также перевооружение и модернизацию нескольких линейных кораблей — Три Святителя, XII апостолов, Георгий Победоносец. Программа была утверждена императором 25 марта 1910 года, но в Госдуму она попала только в 1911 году.

При этом снова активно использовались заграничные заказы-в Англии был построен новый броненосный крейсер "Рюрик", в Германии строились крейсера и эсминцы. Только в августе 1914 года строившиеся в Германии корабли были конфискованы и вошли в состав германского флота.

Подводные лодки современных конструкций также пришлось строить за рубежом (серия «АГ» американской фирмы «Холланд» ).

Вопреки первоначальным планам пришлось срочно строить дредноуты и для Черноморского флота. Турция заказала современные линкоры в Англии и 17 января 1911 года Государственная Дума выделила средства на строительство 3-х линейных кораблей типа «Императрица Мария».

Уже в 1911 году Большая программа начала пересматриваться в сторону увеличения. Было дополнительно утверждено строительство с 1912 по 1916 годы для БФ 4-х линейных крейсеров типа «Измаил», 2-х минных крейсеров («Муравьёв-Амурский» и «Адмирал Невельский» — заказанных в Германии), 4-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Грейг», «Светлана», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Спиридов»), 31-го эскадренного миноносца типа «Новик» (различных серий) и 12-ти подводных лодок; а для ЧФ — 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев»).

Второй раз за два десятилетия страна вкладывала во флот гигантские деньги. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

В середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая, в дополнение к предыдущим программам, строительство четвёртого линкора из серии «Императрица Мария» , "Император Николай I", двух лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), восьми эскадренных миноносцев типа «Новик», а также шести подводных лодок (типы «Морж» и «Нарвал»).

линкор «Севастополь». Введён в строй к конце 1914 г.
линкор «Севастополь». Введён в строй к конце 1914 г.
-40
«Новик»
«Новик»

Балтика. Бригада российских линкоров. 1915 г.
Балтика. Бригада российских линкоров. 1915 г.

Черноморская  бригада линкоров   во главе с Иоанне Златоустом
Черноморская бригада линкоров во главе с Иоанне Златоустом

Российский Императорский флот по состоянию на 1914 год организационно включал в себя следующие объединения: два флота — Балтийский и Черноморский, Каспийскую и Сибирскую флотилии, а также флотилию Северного Ледовитого океана.

По состоянию на 1914 год в состав Российского Императорского флота входили 4 линейных корабля, 10 эскадренных броненосцев, 14 крейсеров различных типов, 75 эсминцев и 45 миноносцев, два минных заградителя, 15 боевых подводных лодок.

На Балтике противником Балтфлота был Кайзерлихмарине. Благодаря Кильскому каналу немцы могли оперативно маневрировать кораблями между Балтикой и Флотом открытого моря. За редким исключением, германцы ограничивались крейсерами, эсминцами и старыми броненосцами. Основную угрозу для немцев на Балтике представляли русские мины и английские подлодки, регулярно через Каттегат переходившие в Балтийское море. Благодаря многократному превосходству немцев русские использовали оборонительную стратегию, формируя защитные минные поля, прикрываемые артиллерийскими кораблями.

В августе 1915 года русским удалось отбить нападение на Рижский залив. В октябре 1917 года повторное нападение в крайне неблагоприятных для русских условиях( революция, разложение армии и флота) позволило немцам захватить острова Эзель и Моон. Это обошлось им в девять потопленных небольших кораблей и повреждения двенадцати: пяти линкоров, одного крейсера и шести эсминцев. В то же время российский флот потерял 2 корабля потопленными( в т.ч. линкор "Слава") и ряд повреждёнными.

Основным оружием русского флота на Балтике были мины, всего поставлено 35 тыс. мин. Иногда проводились набеговые и крейсерские операции, в том числе по коммуникациям со Швецией, снабжавшей второй рейх железной рудой.

В своих воспоминаниях контр-адмирал А. Д. Бубнов писал: В общем Балтийский флот до самой революции полностью, и даже с лихвой, выполнил все поставленные ему задачи, а немецкий флот не рисковал предпринимать на Балтийском море никаких более или менее значительных операций вследствие искусно и прочно организованной нами обороны этого морского театра военный действий— Бубнов А. Д. В царской ставке: Воспоминания адмирала Бубнова. — Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1955. — 405 с. — С. 219 - 221.

После революции и заключения перемирия, немцы продолжили наступление. В Финляндии высадились германские войска, которые вместе с белофиннами захватили страну. Балтийский флот был вынужден уходить из Гельсингфорса через покрытый льдом Финский залив. Во время Ледового похода марта-апреля 1918 года корпуса кораблей были сильно повреждены. Множество кораблей досталось белофиннам на стапелях и в ремонте.

Ледовый поход Балтийского флота
Ледовый поход Балтийского флота
-45

На Черном море ситуация обострилась после перехода немецкой эскадры адмирала Сушона (крейсера "Гебен" и "Бреслау") под турецкий флаг. "Подарки"в октябре 1914 устроили "побудку" портам русского побережья. Турция вступила в войну на стороне Германии. Однако ЧФ удалось сохранить господство на море. Даже до вступления в строй "Императрицы Марии", "Гебен" избегал вступать в бой с отрядом русских линкоров. К осени 1915 года флоту удалось практически полностью закупорить Босфор и уничтожить каботажные перевозки угля из Зунгулдака. Основной задачей ЧФ был захват проливов. Операция была намечена на 1917 год и, разумеется, не состоялась.

Самую большую потерю ЧФ понес 7 (20) октября 1916 года. На севастопольском рейде взорвался дредноут "Императрица Мария". Причины точно не установлены до сих пор.

«Императрица Мария», 1916 год
«Императрица Мария», 1916 год
Николаев. Подлодка «Орлан» перед спуском на воду.
Николаев. Подлодка «Орлан» перед спуском на воду.

В итоге гражданской войны страна полностью лишилась Черноморского флота. Часть кораблей была потоплена экипажами под угрозой захвата немцами, часть увел с собой Врангель в Бизерту. Более-менее боеспособные корабли были уведены интервентами из флотилии Северного Ледовитого океана, Сибирской и Каспийской флотилии. На Каспии дерзким рейдом на Энзели удалось вернуть уведенные белогвардейцами и англичанами корабли, а вот остатки Бизертской эскадры были отправлены на слом.

Лишь в Петрограде оставалась большая часть Балтийского флота, но в ужасном состоянии, после Ледового похода, без обслуживания и ухода в течение нескольких лет голода и холода. Многие корпуса и механизмы пришли в негодность, часть вооружения была снята для нужд сухопутного фронта. Несколько кораблей потопили английские интервенты.

Уцелевшие корабли составили основу советского флота .

Ryurik 1918 Kronstadt
Ryurik 1918 Kronstadt

-49

Самый славный период истории русского флота пришелся на полтора столетия парусного флота. С создания регулярного флота Петром Великим он решал проблему выхода на оперативный простор и устранения стоящих на пути препятствий-флотов Турции и Швеции. За несколько десятилетий русский флот вышел на просторы Балтики и Черного моря, а турецкий и шведский флоты из глобальной проблемы стали небольшими препятствиями. Все большие морские победы уместились до 1853 года.

То есть свои собственные проблемы русский флот решил, достаточно красиво. Ни Швеция ни Турция больше первоклассными державами не стали и мешать русским флотам на наших внутренних морях не могли. Следующий уровень потенциальных противников-это уже Англия и Франция. А здесь отлаженная машина начала буксовать. Ведь объективно нам , по крайней мере тогда, господство в мировом океане было без надобности, что и отметил в докладе товарищ Воронов.

Была потеряна глобальная цель. Первая ласточка была после Тильзитского договора, когда сдали в Архипелаге победоносный "ушаковский" флот французам-пять линкоров, четыре фрегата, четыре корвета, четыре брига и двадцать призовых судов, а в Лиссабоне сенявинскую эскадру вероломным англичанам-9 линейных кораблей и один фрегат.

В результате в 1854 году русские адмиралы ничего не смогли противопоставить англо-французской эскадре. И полностью ушли в игру "от обороны", потеряв ЧФ на 30 лет.

Второй и Третий Александры, на мой взгляд, достаточно умело использовали такой дорогостоящий инструмент как военный флот. Не претендуя на лидерство, троллили "владычицу морей" своими крейсерами, укрепляя оборону своих берегов. Дешево и эффективно.

При Николае II ситуация стала на порядок хуже . За его царствование страна дважды вбухивала во флот огромные деньги. В 1895-1905 и в 1907-1915, в общей сложности миллиарда полтора полновесных царских рублей. Первые полмиллиарда остались на дне Цусимы и порт-артурской бухты. Из остальных половину потеряли или "подарили" интервентам в гражданскую.

Так из 31 построенного в империи эскадренного броненосца ( водоизмещением 7500-17500 тонн) 21 относился к Балтийскому флоту,10 к Черноморскому. В бою погибло 13 кораблей (4 впоследствии подняты противником и вошли в состав его флота), по навигационным причинам - 1; сдалось неприятелю - 2.

Еще один аспект-командный состав, я об этом уже писал относительно Цусимского сражения. В поход, который решал судьбу империи и в который она отправила весь свой боеспособный флот, ушли всего 4 адмирала, один из которых скончался к началу сражения.

Однако на 1897 год при Морском ведомстве числилось 120 адмиралов. . Для сравнения, в германском флоте в 1899 году, уже в строящемся Большом флоте Тирпица, было 17 адмиралов.

Но в России из этой адмиральской роты лишь 27 служило на кораблях, остальные отбывали номер в министерстве, в других министерствах(17), в торговом флоте(6). То есть паркетных было много, очень много... а воевать особо некому.

Объем вложенных во флот денег не решает ничего, это доказали и мы и французы. Гораздо важнее иметь конкретную и понятную цель (как японцы) и вовремя обновлять структуру и содержание штабов( как англичане).

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам