Найти тему

Прогулка по набережной Лейтенанта Шмидта. Часть 2.

Продолжаем нашу прогулку по набережной Лейтенанта Шмидта. Первую часть экскурсии можно найти здесь. А сегодня познакомимся с застройкой набережной.

Васильевский остров по замыслу Петра должен был стать центром Санкт-Петербурга, поэтому здесь активно раздавали участки под жилье. Дома возводились преимущественно по образцовым проектам для «именитых» граждан, но позже все они в той или иной степени перестроены. Линия застройки очень интересная – ступенчатая, из-за того, что река на этом участке делает изгиб.

Вид на набережную Лейтенанта Шмидта
Вид на набережную Лейтенанта Шмидта

Жить в таких домах, конечно, было очень престижно. И жильцы тут были не простые. Например, в доме №3 в 1832 году поселился американский посол Бьюкенен — будущий 15-й президент США, который писал: «Я занял очень хороший дом на берегу Невы с прекрасным видом на эту величественную реку и корабли, входящие в этот изумительный город...».

Набережная Лейтенанта Шмидта. Вид с Невы
Набережная Лейтенанта Шмидта. Вид с Невы

Самое монументальное здание здесь – это Горный институт, первое высшее техническое учебное заведение России (основано указом Екатерины II в 1773 году). И в наше время оно остается одним из самых престижных. Когда-то на этом месте стояло целых 6 домов именитых петербуржцев, но в начале XIX века они были полностью перестроены и объединены в одно здание архитектором Андреем Воронихиным.

Горный институт
Горный институт

Фасад Горного института напоминает античный храм. Это впечатление усиливается еще и потому, что при оформлении использовались мотивы древнегреческой мифологии. Скульптуры, украшающие здание, называются «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины». Они языком классических аллегорий (как любили в те времена) рассказывают о назначении строения. Первая скульптура иллюстрирует миф о сыне Земли Антее, который, будучи оторван от нее, потерял всю свою силу. Вторая показывает похищение дочери богини плодородия Деметры богом подземного царства Плутоном.

Тему использования подземных богатств по обеим сторонам портика продолжают барельефы «Венера приходит к Вулкану за военными доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей». О том, кто еще и зачем приходил к Вулкану, тут не рассказывается. :) Зато на фасаде можно увидеть двуглавого орла и советские ордена. В общем, полный набор. ;)

«Геракл, удушающий Антея»
«Геракл, удушающий Антея»

Все знают сфинксов на причале у Академии Художеств. Но оказывается, на Васильевском острове притаилась еще парочка и живут они во дворе Горного института. К сожалению, сфотографировать их мне пока не удалось. Для этого нужно попасть внутрь, а это не так-то просто. Но попробовать можно, тем более, что при институте работает Горный музей – его ровесник, где хранится богатейшая в мире коллекция минералов, горных пород, моделей горнозаводской техники, холодного оружия, изделий камнерезного и ювелирного искусства. А началось все с учебного минерального кабинета, собранного студентами в 1773 году.

Напротив здания, у спуска к Неве, в 1877 году был оборудован водомерный пост, получивший название «Горный институт». По нему определяется высота уровня наводнений.

Особняк М.П.Боткина
Особняк М.П.Боткина

Дом №41 на углу 18-й линии построен в 1720-е годы, но с тех пор многократно перестраивался и менял владельцев. Одними из них были наследники действительного статского советника с труднопроизносимой фамилией Грошопф. Его дочь Анна, выйдя замуж, родила дочь Марию, которая, повзрослев, также вышла замуж и родила … нет, уже не дочь, а сына. Фамилия в замужестве у нее была Ульянова, а мальчика назвали Володей. Думаю, все догадались, что это за человек? ;)

В 1880-х годах дом приобрел академик исторической живописи Михаил Боткин. По его заказу архитектор Бруни надстроил мансарду, переделал фасад и интерьеры. У хозяина была большая коллекция произведений искусства, поэтому современники сравнивали особняк с музеем. Боткин устраивал в доме популярные литературные и артистические вечера, на которых собирались художники, музыканты, актеры. Бывал здесь и Александр Блок со своей невестой Любой Менделеевой, которая дружила с дочерьми хозяина.

После революции имущество Боткиных национализировали, коллекцию передали в Эрмитаж и Русский музей. В советское время в особняке располагался Василеостровский районный суд, а с 2001 года музей-институт семьи Рерихов. Кое-что из элементов внутренней отделки дошло до наших дней. Загляните, там уютно и интересно, не пожалеете. ;)

Типовые дома «для именитых»
Типовые дома «для именитых»

Два соседних дома под общим номером 39 построены в 20-30-х годах XVIII века и почти полностью сохранили свой первоначальный облик, соответствующий образцовому проекту «для именитых». Они принадлежали Ростовско-Ярославской епархии. Сейчас в здании работает приют для несовершеннолетних «Дом милосердия». У входа в 2016 году был поставлен памятник св.Анастасии, домовой храм во имя которой находится внутри. Однако впоследствии оказалось, что святая Анастатсия — «нелегалка». После проверки администрации Василеостровского района «установить круг лиц, причастных к установке объекта, не удалось», поэтому памятник демонтировали. :(

Так вот куда делась св. Анастасия!
Так вот куда делась св. Анастасия!

Исторически церковным подворьям принадлежал и участок под №27. Его последним владельцем до революции была Киево-Печерская лавра. Здесь в 1895 году заложили храм Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Василия Косякова, автора Морского собора в Кронштадте. Завершилось строительство в 1900 году. Есть предположение, что в создании церковной росписи участвовал художник Виктор Васнецов.

Успенская церковь
Успенская церковь

В 1930-е годы церковь была закрыта. Но еще до закрытия здесь произошло одно событие. В храме служил певчим Михаил Гундяев. В хоре подворья он познакомился с девушкой, женился на ней, а потом у них родился сын - будущий Святейший Патриарх Кирилл. ;)

В советские годы чего тут только не было: склад, спортзал, во время блокады под куполом наблюдательный пункт ПВО, а в подвале – бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчет.

Но и это еще не все! В 1961 году в бывшей Успенской церкви открылся первый в Ленинграде крытый каток с искусственным льдом. Здесь тренировались известные советские фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Зал вместо икон украшали портреты Ленина, флаги и транспаранты. В алтаре оборудовали машинное отделение и гардеробы, в центре — ледовое поле площадью 289 м², на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря. Каток оказывал на здание разрушительное действие: от постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались. Потом здесь были бани и даже цветочная плантация. В 1991 году храм передали обратно церкви, провели реставрацию. Сейчас тут расположено подворье монастыря Оптина пустынь.

В советское время в храме был каток…
В советское время в храме был каток…

Весь квартал от 12-й до 11-й линии занимает дом №17. Раньше здесь находились особняки Голицыных, Остермана, Миниха. Когда последнего отправили в ссылку, его дворец передали Морской академии. Впоследствии здание сгорело. В конце XVIII века произвели реконструкцию дворца и двух соседних домов, объединив их общим фасадом.

Сейчас здесь находится Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт. Несмотря на формальный перерыв в преемственности после 1917 года, он может считаться старейшим в России военно-морским учебным заведением. Начало Морской академии в 1715 году положил Петр I, а на ее основе уже указом его дочери Елизаветы был создан Морской кадетский корпус.

Морской корпус Петра Великого
Морской корпус Петра Великого

Тут получили образование многие русские флотоводцы. Из самых известных — Ушаков, Нахимов, Беллинсгаузен, Лазарев, Колчак. Кроме того — писатель Даль, композитор Римский-Корсаков, художник Верещагин, декабрист Бестужев. В 1886 году его окончил и Петр Шмидт, чье имя носит набережная. Памятник Крузенштерну тоже не случайно стоит напротив здания Морского корпуса — адмирал был не только его выпускником, но еще и 15 лет директором, имел здесь квартиру.

В корпусе есть так называемый «Компасный зал», паркетный пол которого выложен из ценных пород дерева в виде компаса со всеми мельчайшими подробностями. По старой морской традиции ходить непосредственно через него могут только адмиралы. Остальные офицеры должны аккуратно обходить изображение, прижимаясь к стенам зала.

Дом академиков
Дом академиков

Дом № 1 сооружен в самом начале XVIII века. Позже он был перестроен по проекту архитекторов Чевакинского и Захарова. Жилье здесь предназначалось для ученых и членов Академии наук. В одной из квартир сегодня размещается мемориальный музей академика Павлова, первого российского лауреата Нобелевской премии. Но ученые трудились не только в своих квартирах, но и во дворе дома. Так, например, Кулибин демонстрировал там проект своего моста через Неву, а зоолог Адамс – скелет мамонта с частью уцелевшей шкуры, который он обнаружил в 1806 году благодаря рассказам тунгусов во время экспедиции по реке Лене. Сейчас мамонт Адамса находится в Зоологическом музее.

Мемориальные доски на Доме академиков
Мемориальные доски на Доме академиков

Здание отмечено мемориальными досками с именами академиков, живших здесь в разное время, поэтому неофициально именуется «Домом академиков» и «Индийской гробницей». 1-я доска была установлена как раз в память об И.П.Павлове, в год его смерти — в 1936-м. Первоначально она была мраморной, затем заменили на бронзовую. Другие мемориальные доски установлены в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Любопытно, что всего в нашем городе на сегодняшний день более 1000 мемориальных досок и более 100 из них имеют ошибки. 24 доски на этом доме также имеют ошибки в текстах или датах.

Памятник Доменико Трезини
Памятник Доменико Трезини

На набережной мы не раз встречали дома по образцовым проектам, автором которых является Доменико Трезини - первый архитектор Петербурга. Именно он заложил в русской архитектуре основы европейской школы. Об уникальности этого зодчего говорит тот факт, что Петр I, пригласив в Россию, пожаловал ему годовой оклад в 1000 рублей, в то время как сам получал 300 рублей за звание капитан-бомбардира. Договор был заключен сроком на год, но, осознав перспективы и влюбившись в свое детище, архитектор остался в Петербурге навсегда. Однако судьба его трагична. Трезини был старше Петра на 2 года и пережил его на 9 лет. После смерти царя зодчий оказался не в фаворе. Забытый, не имея средств к существованию, он умер в 1734 году. Могила его не сохранилась.

Идея поставить памятник Трезини возникла в 1990-х годах. Трудились над ним на протяжении почти 18 лет, торжественное открытие состоялось 19 февраля 2014 года. Место выбрано не случайно – памятник поставлен рядом с Благовещенским мостом перед домом, который лично спроектировал архитектор. Неофициально статуя называется «Трезини под шубой». Поза первого зодчего Петербурга, который довольно смотрит на город, будто бы говорит: «Вот вам! Ничего себе получилось!». Да даже очень ничего! Спасибо, Мастер! ;)

-14

P.S. Больше фотографий набережной можно посмотреть в альбоме.

Р.Р.S. Больше постов о Петербурге и окрестностях - в группе ВК.

P.P.Р.S. Больше красивых фото Петербурга - в Телеграм-канале.

Подписывайтесь! ;)