Найти тему
Христианские мысли

Свободна ли воля человека?

Источник фото: https://ru.dreamstime.com
Источник фото: https://ru.dreamstime.com

"истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Евангелие от Иоанна 8:34)

См. также Послание к Римлянам 6:1-23.

Есть ли у человека свобода воли?

Для ответа на этот вопрос я вначале дам следующее определение: свобода воли – это способность человека принимать самостоятельные решения и исполнять эти решения.

Под самостоятельностью я понимаю отсутствие чьего-либо влияния на принятие решения, так как наличие такого влияния будет означать, что решение принимается не самим человеком, а тем, кто управляет влияющим фактором. Способность исполнять решение также важна для свободы воли, так как отсутствие такой способности делает бессмысленным принятие решения.

Исходя из этих определений, я делаю вывод об отсутствии у человека свободы воли по следующим причинам.

Во-первых, любое решение принимается человеком под влиянием бесчисленного множества прошлых и настоящих внешних и внутренних факторов.

Во-вторых, способность человека исполнить своё решение чрезвычайно ограничена.

Главным фактором, который объединяет обе эти причины, является управление человеком со стороны его духа, под которым я понимаю систему ценностей человека. Дух человека полностью управляет каждым его решением на подсознательном уровне, при этом изменить свой дух сам человек не может (пример Мюнхгаузена, поднявшего себя за волосы, я реалистичным не считаю).

Таким образом, человек является рабом своего духа и слугой многочисленных обстоятельств, его воля никак не свободна, поэтому следует спрашивать не «свободен ли человек», а «чей он раб».

Главной ценностью каждого человека от рождения является его «Я», Эго, которое полностью настраивает соответствующим образом дух человека.

Даже стремясь к добру, эгоист считает своё «Я» высшей инстанцией, субъективно определяющей что есть добро, причём считает это независимо от Бога как Единого объективного критерия добра.

Именно дух независимости от Бога, порождающий иллюзию свободы воли, является первородным грехом человечества, поэтому Библия называет человека «рабом греха».

Однако Бог, взяв грех всего человечества на Себя и умерев за этот грех Иисусом Христом, как бы умертвил вместе с Христом Эго верующего человека, лишил его «Я» статуса высшей ценности и посадил на этот «трон» Самого Себя, переформатировав тем самым дух человека. Тот, кто ранее был рабом греха, стал теперь рабом Бога, осознавая себя принадлежащим Ему.

Остаётся последний вопрос, который защитники свободы воли задают как «неопровержимый» аргумент: как отсутствие свободы воли человека сочетается с ответственностью человека?

Действительно, ответственность за несвободного человека несёт тот, кто им управляет. Верующим человеком управляет Бог, однако Он уже понёс ответственность за этого человека, умерев за него на кресте.

Тот же, кем управляет грех, непременно считает управителем самого себя, поэтому такой человек не сможет посчитать несправедливым, когда ответственность за себя понесёт он сам.