Найти тему
Рок-н-ролльное чтиво

Рифф недели #28. Кино - Группа крови. Памяти Виктора Цоя

Август нынешнего года принёс с собой печальный "юбилей" - тридцать лет назад в автокатастрофе погиб Виктор Цой - человек, ставший без преувеличения главной легендой русского рока. Именно в эти памятные дни в августе 2000-го в моей жизни произошёл тот самый перелом, который я обычно называю "точкой невозврата", когда рок-н-ролл окончательно (а теперь уже точно - бесповоротно) стал частью моего естества и связано это было именно с творчеством группы "Кино", которое я в ту пору по-настоящему переоткрыл (до этого песни Цоя я слышал лишь фрагментарно) для себя.

Виктор Цой
Виктор Цой

Сейчас в сети стало очень модно ненавидеть русский рок (не хочется употреблять ставшее, увы, общеупотребительным), рассказывать о том, какой он насквозь вторичный, изощряться в проведении параллелей и откапывании корней, а равно и горделиво подчёркивать, что сам-то в те времена слушал только "фирмУ". Отдельным пафосным пунктиком для некоторых петербуржцев (особенно музыкантов, в том числе - известных) является стремление всем рассказать о том, что при жизни Цоя на его концерты не особенно-то и ходили, да и вообще выступления "Кино" часто проходили при полупустых залах. Во всяком случае, до тех пор, пока не появился волшебный волшебник Юрий Айзеншпис, запустивший чудодейственные механизмы шоу-бизнеса (которого в его нормальном понимании не существует в стране до сих пор, не говоря уже о тех временах). Смешно, но сам Айзеншпис никогда ничем подобным не хвалился - есть железобетонное свидетельство в виде его книги, которая выдержала многочисленные переиздания, смены обложек и названий (в оригинале она называется "Зажигающий звёзды"). Книжку его я всем очень рекомендую прочитать, поскольку во-первых - интересно (я сам её перечитывал несколько раз), а во-вторых - для всякого думающего человека это шикарная прививка от мифотворчества, в особенности - на предмет взлёта "Кино" и роли в этом процессе самого легендарного продюсера. На все эти многочисленные инсинуации хотелось бы ответить двумя простыми вопросами. Первый. Существуют видеозаписи концертов группы на переполненных стадионах, в ДК... Уж не нынешние ли "фирмачи", устыдившиеся собственной юности, заполняли их? Сдаётся мне, что они. Второй. Музыка "Кино" односложна и примитивна? Попробуйте так сыграть и аранжировать композицию. И не одну. И даже не десять. За последние тридцать лет ни у кого это так и не получилось.

Группа "Кино" с Александром Титовым на бас-гитаре
Группа "Кино" с Александром Титовым на бас-гитаре

Рифф, который я сегодня предлагаю вашему вниманию, представляет собой часть песни (одной из самых известных в творчестве группы), авторство аранжировки которой принадлежит целиком Виктору Цою. Георгий Каспарян рассказывал в своих интервью о том, что некоторые композиции Виктор приносил на репетиции в виде ритмической партии, но здесь были готовы и риффы, и соло - всё. Достаточно послушать её (а лучше - попробовать сыграть некоторые партии, как это сделал я), чтобы убедиться в высочайшем качестве и профессионализме музыкантов. И ещё стоит вспомнить о том, что альбом "Группа крови", как и подавляющее большинство работ "Кино", записан в условиях, мягко говоря, не профессиональной студии. И если нынешним окрылённым диванным критикам очень хочется понять кое-что об этой технологии, найдите четырёхканальную кассетную портостудию. Я пользовался. Очень приземляет.

Когда Виктора Цоя не стало, мне было шесть. С тех пор минуло тридцать лет, двадцать из которых музыка "Кино" следует со мной по жизни. Я почти не слушаю её сейчас. Как и у многих поклонников группы, у меня нет в этом необходимости - всё до последней ноты накрепко отпечаталось, запечатлелось в памяти. Скептики продолжат рассказывать о маркетинге, пиаре и прочих "причинах" неувядающей популярности "Кино". Так уж вышло, что в своей жизни мне довелось побывать на концертах лучших легендарных признанных в мире музыкантов - той самой "фирмЫ", которую я тоже слушаю. Вот только музыку Цоя, Майка, Летова и многих других я не стал ценить от этого меньше. Называйте это маркетингом. Или г...ством, если хотите. Я предпочитаю называть это любовью. Я не скептик. И не фанат. Просто не стесняюсь любить музыку, звучащую и отзывающуюся во мне, а не себя - "великого гурмана" от музыки. Кажется, это называется свободой. И это одна из главных ценностей, которую несёт с собой рок - музыка, вошедшая в мою жизнь благодаря "Кино". Спасибо за это. Светлая память Виктору.

Подписывайтесь на канал Рок-н-ролльное чтиво, ставьте лайки, комментируйте, делитесь публикацией на своих страницах в соцсетях.

Автор: Павел Краснокутский

Фото: Yandex

Моя группа ВКонтакте:

https://vk.com/clubapologetofrock

Моя страница на Стихи.ру:

https://www.stihi.ru/avtor/apologet666

Подписывайтесь на мои ресурсы в сети:

Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/rockinreadin

Instagram: https://www.instagram.com/apologetofrock/

YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCSFwAoc1d3vbEFEuaeZ8RUA

Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100008336283503