Двадцать лет назад в этот день в Воронеже остановилось сердце человека, имя которого, уверен, известно каждому в нашей стране, хотя далеко не всем хватит смелости признаться в любви к его творчеству. Градус ханжества у нас всегда был высоким и слушать песни, в которых открыто используется "могучая" часть нашего "живого великорусского языка" (цитата части названия словаря Даля, если что) принято, стыдливо зардевшись школьницей, увидевшей в учебнике картинку с изображением античной статуи. Эдакая псевдокультурность "не таких", как известно, всё ждущих трамвая. К сведению морализаторов: то, о чём и как пел Хой, вообще-то является органичной частью русской культуры (точнее - подлинной, "неофициальной" её части) и это нормально. Народная культура всегда отражает наш быт, а в быту все мы в подавляющем своём большинстве используем и острое словцо, и обсуждаем совсем не последнюю выставку полотен Ренуара в Лувре. Так что, давайте не будем врать хотя бы себе.
В этом смысле в моей жизни был весьма забавный и очень показательный эпизод. Лет пятнадцать тому назад я поступал в аспирантуру и одновременно устраивался на работу в один научно-исследовательский институт. Придя туда подавать документы, на подходе к кабинету заведующей отделом кадров (она же по совместительству заведовала отделом аспирантуры), я услышал до боли знакомые звуки. "Сектор газа"!!! Когда я постучал и вошёл, то встретился взглядом с симпатичной молодой женщиной, которая, стушевавшись, поспешила выключить "крамольную" запись. Но, разглядев на пороге несуразное патлатое существо, улыбнулась и поняла, что всё в порядке. Так было положено начало искреннему и очень интересному для нас обоих общению длиною в пять лет.
Вообще, признаюсь честно: пожив на свете какое-то время и пообщавшись с довольно статусными персонами, нынче я с большим подозрением отношусь к так называемым "интеллигентным" людям. Я бы назвал их "образцово-показательно" интеллигентными. Как правило, при знакомстве вас ждёт некий "идеальный фасад". Но упаси вас господи от желания полюбопытствовать, а что же там за ним. Разумеется, никогда не нужно обобщать и всегда находятся исключения. Но они, как известно, всегда лишь подтверждают правило. Обо всём этом и о многом другом - том, что составляет нашу жизнь, том, каковы мы на самом деле, пел Юрий Клинских. Пел, никого не стесняясь. За это и любИм. Разумеется, любим теми, кто не боится увидеть своё реальное отражение в подлинном, а не кривом зеркале. И поносим "радетелями культуры". Тут невольно вспомнишь Майка:
Пусть их, пусть себе говорят,
Ведь они знают столько слов.
Они так часто открывают рты
И извлекают языками звук,
Что иногда я завидую глухонемым,
Объясняющимся с помощью рук.
Песня, часть которой я выбрал и сыграл сегодня в качестве риффа недели, - заглавный трек с одноимённого альбома. Как ни смешно это прозвучит, но если отбросить стёб, коим щедро сдобрен текст, лично я в нём подпишусь под каждым словом. Во-первых, родом я из небольшого городка и сакральный смысл оборота
Из колхозной молодёжи
Панковал один лишь я...
знаю не понаслышке. Впрочем, от того, что вот уже почти двадцать лет я живу в городе-миллионике, я не стал менее остро воспринимать этот самый смысл. Достаточно пройтись по улице и услышать вслед насмешливо-снисходительную реплику. А потом зайти на рок-концерт (вот уж где, казалось бы, должны быть ценимы свобода и индивидуальность) и ловить на себе презрительные взгляды так называемых "взрослых" людей, значительная часть которых по образованию, социальному статусу и прочим ярлыкам, по которым принято определять успех, находятся куда ниже меня. А и вся разница-то между нами в том, что они хорошо, прилично и "правильно" выглядят, а я - всего лишь странное хайратое недоразумение. В искусстве осмеяния и показывания пальцем мы по-прежнему впереди планеты всей.
Юрия Хоя нет уже двадцать лет. Но те негативные черты наши, о которых он открыто пел всю свою недолгую жизнь, живут и процветают, во многом составляя те черты нашего характера, от коих хочется бежать и укрыться где-нибудь в тёмном чулане. И от этого становится очень печально. Внешне, быть может, мы стали более благополучными, вот только всеобщее высшее образование мало что изменило в нашей с вами сути. А это значит, что отправляясь в незнакомый отдалённый район города, вам по-прежнему стоит быть осторожнее. Почему? Всё просто.
Могут встретить на пути!
Местные!
А это значит, что разруха-то по прежнему не в клозетах, а в головах. И ещё это значит то, что Юрий Хой - классик в самом исконном понимании этого слова. Ведь классики, как ни крути, всегда пишут о вечном. Вот только жаль, что наша с вами ментальная "стабильность", делающая музыку Хоя классикой, а Булгакова, Гоголя, Щедрина - актуальнейшими из писателей, вообще-то не признак мастерства. Светлой памяти Юрия Николаевича Клинских посвящается.
Подписывайтесь на канал Рок-н-ролльное чтиво, ставьте лайки, комментируйте, делитесь публикацией на своих страницах в соцсетях!
Автор: Павел Краснокутский
Фото: Yandex
Моя группа ВКонтакте:
https://vk.com/clubapologetofrock
Моя страница на Стихи.ру:
https://www.stihi.ru/avtor/apologet666
Подписывайтесь на мои ресурсы в сети:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/rockinreadin
Instagram: https://www.instagram.com/apologetofrock/
YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCSFwAoc1d3vbEFEuaeZ8RUA
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100008336283503