В прошлой части серии статей о кинематографе мы говорили о сюжетной композиции фильма. Она наиболее известна вреди людей и крайне проста для понимания, так как такой вид композиции имеют литературные произведения, что позволяет провести нам аналогию с ними. Сегодня же мы узнаем о СТРУКТУРНОЙ композиции кинокартины и ее сценария.
Цитата«Фильм делится на эпизоды.Из кирпичей строится стена, из стен — этаж, из этажей — дом.Из кадров составляется сцена, из сцен — эпизод, из эпизодов — фильм».
Структурная композиция включает в себя деление фильма на кадры, сцены и эпизоды, а его схема упрощенно выглядит так: кадр—>сцена—>эпизод.
Начнем с понятия слова «КАДР»:
Кадр является первоэлементом кинокартины, он неделим. Даже если фильм снят одним кадром, то мы можем поделить действие на отдельные моменты, изображение на его составляющие, но не сам кадр.
Самым простым определением кадра является его понятие как части фильма, снятой от включения камеры до ее выключения. Но «полный», необрезанный кадр, почти никогда не вставляется в кинокартину.
Вот наиболее точное определение кадра: К а д р — это часть фильма от соединения с предыдущим кадром до соединения с последующим. При помощи монтажа данное соединение и происходит.
/ Источник
Теперь поговорим о том, что такое МОНТАЖ:
Кстати, Нехорошев считал, что «монтаж» является структурной композицией фильма на уровне кадров.
МОНТАЖ — деление фильма на кадры,их сопоставление и их соединение.
Деление кадров во время монтажа происходит в три этапа. В литературном сценарии кадры делятся в описательной части на абзацы, в режиссерском сценарии— нумеруются, во время производства фильма—отдельно снимаются и монтируются.
Существует два способа соединения кадров во время монтажа:
С. Эйзенштейн:монтаж — это столкновение рядом стоящих кадров.
В. Пудовкин (а позднее и А. Тарковский):монтаж — это сцепление рядом стоящих кадров и их «перетекание» одного в другой.
В основном, режиссеры используют оба способа в одной работе.Даже А. Тарковский (впрочем, в очень редких случаях) использовал острые монтажные столкновения.
Перейдем к таким понятия, как СЦЕНА и ЭПИЗОД:
Сцена — более крупная и сложная структурная часть фильма: она составляется из кадров.
Единство действия—вот главное отличие сцены от эпизода. Эпизод состоит из сцен.
В новелле-эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы различаем следующие сцены:
1. Путешествие трех монахов.
2. Пляска скомороха в сарае и приход туда иконописцев.
3. Драка двух мужиков во дворе.
4. Арест скомороха дружинниками.
5. Проход монахов и проезд дружинников мимо озера.
Здесь мы насчитали всего пять сцен, но в эпизоде их может быть и значительно больше.
Основными признаками сцены являются: единство времени, места и действия. Поэтому перейдем к более точному определению сцены: С ц е н а — это часть фильма, состоящая из группы кадров и отмеченная единством места, времени и действия.
Сцена может состоять из одного кадра. Но, более того, в одном кадре может уместиться несколько сцен! Стоит также отметить, что очень редко, но бывает, что меняется и время.
По ходу сцены место действия может меняться: героиня картины М. Антониони «Затмение» Виттория начинает разговор со своей̆ матерью в здании биржи, продолжает его на улице, заканчивает на рынке. Именно эта возможность изменения места действия во время сцены отличает кинематографическую сцену от театральной.
Сцена, в отличие от кадра, не неделимая часть кинокартины. Поэтому мы зачастую можем найти свойства сцены, которые кадру уже не присущи.
/ Источник
Свойства киносцены.
Многоточечность (выделена С.Эйзенштейном): действие сцены, как правило, воспринимается зрителями не с одной̆, как это происходит в театре, а с разных точек зрения: «от автора», с точки зрения одного персонажа, другого, третьего; спереди, сбоку, сзади, сверху...
- существование внутри сцены своей̆ драматургии — в большей̆ или меньшей̆ степени развёрнутой̆;
- драматургическая незавершенность: сцена в фильме, коренным образом отличаясь от театральной̆, часто начинается не с начала и обрывается в любой̆ момент.
/ Источник
Поговорим о ВИДАХ сцен:
Их стоит различать по уровню разработанности.
— развернутая сцена—мы можем найти все части сюжетной̆ композиции — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; в профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает две-три;
— фрагментарная сцена — действенная сцена, в которой̆ нет полного набора драматургических компонентов; подобных сцен в фильме, как правило, большинство; именно они чаще всего бывают незавершенными;
— проходная сцена — небольшая по объему сцена, в которой̆ чаще всего персонажи перемещаются из одного места действия; сцены эти в сюжетном плане бездейственные, но без определенного их количества в сценарии и фильме обойтись нельзя: они привносят в картину «воздух», снимают с нее возможный̆ налет театральности;
— перебивка — сцена, как правило, небольшая (часто один короткий̆ кадр), перебивающая основную сцену, к которой̆ после перебивки, мы обязательно возвращаемся; Например, мы видим, как главный герой звонит своей возлюбленной. Мы наблюдаем за героем, его эмоциями и ожиданием—перебивка—перед нами следующий кадр, изображающий возлюбленную героя, которая отвечает на звонок. И мы снова видим главного героя.
— параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга.
— флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый̆ монтаж коротких кадров; он бывает в настоящем времени, прошедшем («фэш-бэк»), будущем(«флэш-фьючерс»).
1. «фэш-бек» (flashes-back) — быстрый̆ монтаж кадров происшедшего в прошлом;
2. «флэш-фьючерс» (flashes-futures) — что произойдёт или что могло бы произойти в будущем.
Сцены также различаются по своим функциям:
— экспозиционная сцена
— информативная — в такоӗ сцене отсутствует видимое действие, ее;
функция — информировать зрителя о чем-то уже случившемся;
— ретроспективная;
— поворотная — в ней̆ происходит важнейший̆ сюжетный поворот;
— кульминационная сцена;
— финальная сцена — последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия;
Стоит также отметить, что существует понятие главное сцены—сцены, в которой происходит все решающее событие, слом течения сюжета.
/ Источник
Сцены различаются по характеру места действия и съемки:
- павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне;
- интерьерные — снятые в существующих помещениях;
- натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной̆).
Ну, а теперь пару заключительных слов об ЭПИЗОДЕ:
Эпизод — большая часть фильма, состоящая из ряда сцен, внутренне драматургически завершенная и, вместе с тем, развивающая сюжет и идею фильма в целом.
Кинокартина делится на эпизоды, что дает режиссеру выразительность фильма, а для драматурга в этом имеется определенный практический смысл:
- сценарий отделывается по частям, что дает возможность автору доводить каждую часть до возможного совершенства;
- постепенно «выстраивается» фундамент сценария
- появляется возможность достижения соразмерностичастей̆ произведения между собой̆.
Свойства эпизода это:
а) наличие конгломерата (группы) сцен,
б) смена мест действия внутри эпизода,
в) смена времен действия,
г) смена действий̆. То есть смена сцен, а в результате — смена всех трех единств. Это — как правило.
Виды эпизодов:
а) пролог и эпилог
б) экспозиционный̆ эпизод — как правило, первый̆ эпизод картины, в функцию которого входит представление персонажей̆ и обстоятельств, предшествующих завязке конфликтного действия и сама завязка.
в) эпизоды развития — несколько серединных эпизодов, развивающих конфликт.
г) финальный̆ эпизод, включающий̆ в себя кульминационную сцену, развязку и финал.